Брака и семьи

Брака и семьи

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья — малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

«Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Иными словами, брак — это контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я. Соловьевым: “Семья — это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия. Основными функциями современной советской семьи являются следующие (рассмотрение их с точки зрения членов семейного коллектива).

Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

2. Репродуктивная функция семьи

Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Причем из всех детенышей человеческий ребенок наименее способен в момент своего рождения обеспечить свои потребности самостоятельно, наименее завершен (и биологически) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния.

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это связано с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

3. Хозяйственно-бытовая функция семьи

Хозяйственно-бытовая функция — поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хозяйственных товаров.

Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений.

Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.

4. Воспитательная функция семьи

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

5. Организация досуга в семье

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Структура досуга: чтение; просмотр телепередач; посещение библиотеки, театров, кино, гостей; туризм; спорт; семейные праздники.

6. Экономическая функция семьи

Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Экономическая функция состоит в обеспечении материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного хозяйства, соблюдении семейного бюджета, получении материальных средств одних членов семьи для других.

7. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все периоды развития семьи, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Заключение брака является первым периодом развития семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Второй период начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

В третьем периоде процесс отселения взрослых детей продолжается. Он может быть очень длинным, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Этот период называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертый период — период одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую- брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте — в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

Исторические формы брака и типы семьи

Современные формы брака и типы семьи уходят своими корнями в глубокую древность. Многие разновидности семейно-брачных отношений прошлого сегодня могли бы показаться не только странными, но и просто неприемлемыми для современного человека.

Современная социология классифицирует исторические формы брака по нескольким основаниям: В зависимости от размеров и структуры брачной группы выделяют: моногамия — брачный союз одного мужчины и одной женщины. Моногамия могла быть либо пожизненной, либо допускающей развод, либо выступала в виде «парного брака» — неустойчивого, кратковременного союза мужчины и женщины; полигамия — брачный союз более чем двух партнеров. Разновидностями полигамии были:

— полигиния — многоженство — одна из исторически сложившихся форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Полигиния признана одной из мировых религий — исламом. Данная форма брака связана с кочевым образом жизни восточных народов. Скотоводство требует постоянного перемещения со стадами. Кроме того, кочевой образ жизни предполагает частые конфликты из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводит к большому уровню смертности среди мужчин. Все эти причины и явились основой признания исламом возможности мужчины иметь несколько жен. Но даже на Востоке это привилегия богатых;

Первоначально границы «своей группы» совпадали с границами рода или племени, а затем, по мере развития общества, постепенно расширялись до рамок этнических, расовых, религиозных, сословных, территориальных, классовых общностей. В зависимости от места жительства супругов выделяют: патрилокальный брак — супруги живут у родителей мужа; матрилокальный брак — супруги живут у родителей жены; дислокальный брак — супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками; унилокальный брак — супруги живут вместе, но отдельно от родственников.

Существуют и другие разновидности и формы брака, в частности, «одинокое материнство», «гражданский брак», «вторичный брак» (после развода), но они относятся к современным формам брака и не меняют общей исторической картины развития семейно-брачных отношений.

Существуют и другие основания для классификации различных типов семей. Их различают:

По экономическому господству: патриархальная семья; матриархальная семья.

По числу родителей: полная семья — когда в наличии имеются оба родителя; неполная семья — когда один из родителей отсутствует.

По числу детей: бездетная семья; однодетная семья; многодетная семья.

Уровень развития семейно-брачных отношений в истории всегда соответствовал уровню развития самих общественных отношений, и прежде всего общественного разделения труда. Неразвитость общественных отношений отражалась и на неразвитости отношений между полами.

Появление упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов.

Род — это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). По существу род выступал как большая кровнородственная семья, в которой действовал принцип экзогамии, в силу чего роды не могли существовать изолированно друг от друга и неизбежно объединялись в племена.

Исторически первой формой брачных отношений был групповой брак, который обеспечивал физическое воспроизводство населения через взаимодействие двух или большего количества различных родов (число родов, состоявших в групповом браке, доходило иногда до восьми и более).

Основу взаимодействия родов составляла не экономическая деятельность, а необходимость реализации основной функции семьи — детопроизводства (репродуктивная функция). Внутри каждого рода кровосмешение было запрещено. Род мог воспроизводить себя лишь через другой род. Первоначально групповой брак был независим от экономических отношений между родами. Разделение труда еще не было достаточно развито. В этот период экономические, хозяйственные связи между вступающими в брачный союз были очень слабы, поэтому брачные пары легко распадались. В брачном союзе противоположных полов создавались лишь предпосылки возникновения семьи.

Первобытный род, являясь экзогамным, не мог состоять из привычных нам супружеских семей, но он дал толчок к их появлению. При групповых формах брака родословная велась по материнской линии, поскольку неоспоримым родителем ребенка являлась только мать.

Парный брак при всех внешних достоинствах по сравнению с групповым все же нес в себе элемент неустойчивости. Возможность легкого расторжения брака обоими супругами и право повторного вступления в новый брак порождали и чувство временности такого брака. Не вызывало это и потребности в обзаведении домашним хозяйством. Особенно это касалось мужчин, вынужденных при разводе покидать домашний очаг. Данное положение вещей подталкивало признавать родной лишь мать, что возвеличивало роль женщины, матери, но одновременно подрывало стабильность парного брака.

Разложение первобытно-общинных отношений и зарождение частной собственности привело к возникновению более развитых форм моногамного брака, при котором общество санкционировало долговременный союз супругов.

В отличие от групповых форм брака полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество) были распространены в значительно меньшей степени.

В традиционном аграрном обществе семья в большинстве случаев исполняла роль производственной экономической ячейки и в силу этого, независимо от других своих параметров, всегда была расширенной. С развитием промышленности семья постепенно утратила свои экономические функции, а с ними и экономическую самостоятельность, и из расширенной превратилась в нуклеарную. Именно такой тип семьи является преобладающим в современных развитых индустриальных странах.

По данным этнографов и социологов, одна четвертая часть всех современных обществ основана на супружеской нуклеарной семье, одна четвертая часть — на различных формах группового и парного брака, а половина — имеет различные формы расширенной семьи (кровнородственной и супружеской).

Ключевые слова и выражения:

Моногамия, полигамия, полигиния, полиандрия, экзогамия, нуклеарная семья, расширенная семья, супружеская семья, кровнородственная семья, эндогамия.

Понятие брака и семьи

Понятие брака. В древнерусской лексике слово «брачити» оз­начало отбирать что-либо (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном пра­ве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брач­ный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).

Современное российское законодательство не содержит ле­гального определения брака. Тем не менее такое определение необходимо, поскольку состояние в браке является юридиче­ским фактом, с которым право связывает возникновение ряда правоотношений.

Существует несколько подходов к определению брака 1 : со­циологический, религиозный, обыденный и т. д. Однако юри­дический подход прежде всего предполагает характеристику брака как юридического факта и отвлечение от таких несущест­венных для правового регулирования сторон брачных отноше­ний, как любовь, забота между супругами и т. п.

Понятию брака как юридического факта в наибольшей сте­пени соответствует французское определение брака как заклю­чаемого в установленной законом форме гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи.

Хотя с расширением в Российской Федерации диспозитивного регулирования брачных отношений становится более по­пулярной точка зрения на брак как на гражданско-правовой договор, тем не менее сегодня отечественная доктрина семей­ного права тяготеет к иному определению брака.

Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщи­ны, заключенный с соблюдением порядка и условий, установлен­ных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий ме­жду супругами взаимные личные и имущественные права и обя­занности.

Каждый признак данного определения, как правило, отража­ет существенные характеристики брака как юридического факта.

Во-первых, брак — это союз мужчины и женщины. Как пра­вило, в литературе указывается, что слово «союз» по содержа­нию шире понятия сделки либо договора, поскольку помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщин предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как представляет­ся, такое понимание акцентирует внимание на внеправовых ас­пектах брачных отношений. Юридическое же определение брака предполагает понимание слова «союз» как состояния, т. е. юри­дического факта особого рода, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические по­следствия.

В последнее время становится все больше противников при­знака гетеросексуальное брака. В некоторых странах получи­ли юридическую защиту гомосексуальные браки. Наконец, в западной доктрине в последнее время получили распростране­ние концепции, предлагающие закрепить в законодательстве плюралистическую теорию брака, т. е. сводящие роль государ­ства к защите той модели брака, которая по мнению вступаю­щих в брак лиц является для них оптимальной. Тем не менее, в Российской Федерации защитой пользуются лишь брачные от­ношения мужчины и женщины, поэтому признак гетеросексу­альное™ брака является существенным для российского права.

Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т. е. союз, в кото­ром предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в не­которых странах, где господствует мусульманская религия, суще­ствуют полигамные браки (многоженство).

В-третьих, брак — это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно и добровольно. Супруги также, как правило, свободны расторгнуть свой брак. Отсутствие добро­вольного согласия при вступлении в брак является основанием для признания брака недействительным.

В-четвертых, брак — это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отно­шении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор про­фессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущест­ва, нажитого совместным трудом во время брака.

В-пятых, брак — это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут перейти в брачные отношения, защищаемые государством:

В-шестых, цель брака — создание семьи. Это является весьма существенным признаком понятия брака в Российской Федера­ции. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Однако в последнее время высказывается мнение, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей преимущественно имущественные отношения между супругами, предполагает отказ от данного признака.

В-седьмых, брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.

В литературе также указывается на такие признаки брака, как его пожизненность, наличие цели рождения и воспитания де­тей. Однако, как представляется, данные признаки являются внеправовыми, несущественными для понятия брака как юри­дического факта, поскольку право не связывает существование брачных правоотношений с их наличием либо отсутствием. Бо­лее того, в Российской Федерации возможность расторжения брака является одной из гарантий его свободного и доброволь­ного характера.

Понятие семьи. Семейный кодекс не дает ни легального опре­деления семьи, ни указаний состава семьи. Как ни парадок­сально, семейное право не испытывает потребности в таком определении, поскольку с самим по себе членством в семье право не связывает определенных прав и обязанностей. Воз­никновение таких прав и обязанностей обусловлено иными юридическими фактами — состоянием в браке, некоторыми от­ношениями родства и др.

Как представляется, семейное право также не может опреде­лить круг членов семьи, пригодный для урегулирования отно­шений иными отраслями права (гражданским, жилищным пра­вом), поскольку их специфика определяет различные подходы к признанию юридической значимости отношений родства и свойства. Действительно, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, отличается от определяемого в Жилищ­ном кодексе или в других актах.

С юридической точки зрения понятие семьи зависит от то­го, каким отношениям в той или иной отрасли права придается юридическое значение. Соответственно, в юридическом пони­мании семья это союз лиц, соединенных юридическими права­ми и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления и л и иной ф о р м ы принятия детей на воспитание. Дру­гими словами, семья понимается как круг лиц, связанных се­мейными правоотношениями.

Семейное право придает юридическое значение прежде все­го брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сест­ра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отноше­ниям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью.

От юридического понятия семьи следует отличать социоло­гическое, акцентирующее внимание на духовной общности членов семьи: семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характери­зующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отноше­ния, забота, внимание.

Юридическая семья может существовать и в том случае, ко­гда семья в социальном плане уже распалась или вообще нико­гда не существовала. Так, сохраняется юридическая семейная общность ребенка с отцом, который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком. Кроме того, семейные правоотношения могут существовать не только внутри одной семьи, но и между отдельными членами разных семей, когда, например, отец семейства еще имеет внебрачных детей.

С другой стороны, семья в социологическом смысле также может существовать при отсутствии семейных правоотноше­ний. Так, например, мужчина и женщина, не состоящие в заре­гистрированном браке, но относящиеся друг к другу с любовью и заботой, проживающие совместно, имеющие детей, ничем не от­личаются от обычной семьи, однако с точки зрения права они единой семьей не являются.

Следует отметить, что право в некоторых случаях связывает те или иные правовые последствия с наличием семьи в социологи­ческом плане. Так, например, основанием для признания брака фиктивным является отсутствие у вступающих в брак цели соз­дать семью. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого их них.

Социальные институты семьи и брака (стр

Понятие социального института, его виды

Жизненный цикл семьи

Распределение ролей в семье

Социальные институты семьи и брака

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивной команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – самый распространенный вид социальной организации.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

Почему люди живут семьями?

Семья – это лично дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохраниться ли семья в будущем?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процесс распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, — вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социологическая семья – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отросли социологии Э.К. Васильев, А. Г. Вишневский, С.И. Голод, И. С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н.Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В.Г. Харчева и многие другие.

Понятие социального института, его виды

Когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный социальный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношение с родителями супруга.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством другие относятся к культурным и регламентируются морально обычаями и традициями. Эти нормы регламентируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.

Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, — это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила раздела имущества после развода и тд. Хотя в законе специально не оговаривается что супруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение во многих странах негативно относится к гомосексуальным союзам.

Семью как институт социологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющие определенные роли и связанных непосредственными личными отношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью и интенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институт семьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.д., которые являются стандартными для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствия или несоответствия позиции. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

История института семьи в разных культурах – предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, ритуалы обучения, сватовство, рождения, смерти, достижения половой зрелости инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов и вдовцов, разведенных холостяков, лишенных родительских прав сирот, незаконнорожденных.

Институт семьи различен в каждом обществе, отражая специфику этого каждого общества. Но всем без исключения общества присуща общая черта. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других животных самое протяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится от 15 до 18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к личной жизни происходит только в полноценной семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е генеалогию.

Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность – социальную прописку в данном обществе.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумевается базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другими. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления психологическая и материально-бытовая поддержка членов семья и т.д.

Существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигаться понятие семьи как социальной либо демографических, либо экономической ячейки общества.

Статистика советского времени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих вне семьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подход акцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другие возможные формы совместной организации быта людей.

В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака и опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства.

Источники:
Брака и семьи
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых
https://studfiles.net/preview/1789577/
Исторические формы брака и типы семьи
Исторические формы брака и типы семьи: Современные формы брака и типы семьи уходят своими корнями в глубокую древность. Многие разновидности семейно-брачных отношений прошлого сегодня могли бы показаться не только странными, но и просто неприемлемыми для современного человека. И тем не … — —
https://lib.sale/sotsiologii%2Dpolitologii%2Dosnovyi/istoricheskie%2Dformyi%2Dbraka%2Dtipyi%2D93653.html
Понятие брака и семьи
Понятие брака. В древнерусской лексике слово «брачити» оз­начало отбирать что-либо (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном пра­ве, и в обыденной
https://studfiles.net/preview/5567029/page:2/
Социальные институты семьи и брака (стр
Семья — один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Процесс формирования семьи, ее жизненный цикл. Причины, побуждающие людей объединяться в семейные группы.
http://mirznanii.com/a/212542/sotsialnye%2Dinstituty%2Dsemi%2Di%2Dbraka

COMMENTS