Факторы общения

Факторы, влияющие на общение

1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).

2. Профессиональные особенности.

3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).

Коммуникативные барьеры

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Практикум 5.

1. Чем определяется эффективность общения? Какие бывают типы общения?

2. Решите следующие задачи:

А) 12 бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет?

Б) Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет?

В) Человек смотрит по телевизору балет. Общение это или нет? Если да, то где обмен информацией?

Г) Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?

3. Что мешает, что помогает людям в общении?

Используйте представленную ниже схему для наблюдения за участниками в последующих ролевых играх. Что Вы можете добавить в данную схему?

Источник:
Факторы, влияющие на общение
1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер). 2. Профессиональные особенности. 3. Ситуационные факторы (настроение,
http://poznayka.org/s53121t1.html

Факторы общения

3.1. Внешние факторы общения

К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров по общению.

1. Ситуация общения во многом определяет и характер, и эффективность общения. Одно дело — общаться в спокойной ситуации, другое дело — в напряженной или конфликтной ситуации. В последнем случае меньше возможностей реализовать цель общения, так как приходится сталкиваться с внутренним сопротивлением партнера по общению. В конфликтной ситуации усиливается роль психологических установок, предвзятости мнений; логические доводы воспринимаются плохо. С другой стороны, в напряженной ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общение руководителя с подчиненными может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.

2. Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие других людей, шума, оптимальная температура воздуха и т. д.). Для проведения деловых совещаний, обсуждения поведения подчиненного или ученика необходима строгая официальная обстановка.

Имеет значение и размещение партнеров. Например, общение между людьми, впервые вступившими в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика. Начальник, желающий вести с подчиненным интимную беседу, должен выйти из-за своего стола, так как в кресле за этим столом подчиненные привыкли уже иметь дело с авторитетом. И наоборот, если предстоит официальный разговор, то интимная обстановка и выход начальника из-за стола только помешают этому.

3. Особенности коллектива тоже влияют на эффективность общения. Ведь каждый его член является представителем какой-то социальной группы. Если группа является зрелой в социальном отношении, то воздействия руководителя или педагога оказываются более эффективными.

Социальный статус подчиненных и учащихся по отношению к руководителю и педагогу ниже, что придает процессу общения между ними субординационную окраску. Руководитель и педагог обладают правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления ими высокомерия. Несмотря на неравенство в социальном статусе, взаимоотношения между руководителем (педагогом) и подчиненными (учащимися) должны быть гуманными. Занимающий высокий статус должен видеть в подчиненном прежде всего человека, требующего к себе уважения и внимания. Общение свысока является психологическим барьером, возникающим по вине руководителя или педагога.

Парень удивился и спросил:

— Ты что, с ума сошел?

— Бей по ребру, так тебя. — закричал бригадир и добавил несколько крепких слов. Тогда парень размахнулся и ударил бригадира кувалдой по ребрам. Бригадир птицей полетел с третьего этажа, к счастью, в сугроб.

Суд новичка оправдал, а в частном определении указал: «Прежде чем отдавать команды, надо объяснять, что они означают» (с. 10).

Источник:
Факторы общения
3.1. Внешние факторы общения К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социально-психологические особенности
http://psy.wikireading.ru/9858

Факторы общения: ценности, нормы, ура и вербальное общение

Факторы общения: ценности, нормы, правила.культура и вербальное общение

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……….………..…. 3 ГЛАВА I.ФАКТОРЫ ОБЩЕНИЯ: ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ПРАВИЛА…………………………………………………………… ……….…….……..51.1 Факторы общения как основа коммуникативного акта……………….……………5

1.2 Нормы и правила общения, их классификация и основные категории…………. 6

1.2.1 Проблема соотношения норм и ценностей в процессе межкультурной коммуникации……………………………………………… ……………………………..9

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ……………. ………………12 2.1 Культура общения как социальный и личностный феномен…………….……….12

2.2 «Сдержанные англичане» и «эмоциональные русские»: парадоксы межкультурного общения…………………… …………. ……………………………..14 2.3Этикетные формулы приветствия……………………………. …………… ………17

Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) представляет собой общение, обмен мыслями, сведениями, идеями — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности [Розенталь, Теленкова, 1976: 375]. Коммуникация есть сложный, символьный, личностный и часто не осознаваемый процесс. Именно коммуникация позволяет её участникам выражать «некоторую внешнюю по отношению к ним самим информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают относительно друг друга» [Локосова, 2007: 8].

В отличие от коммуникации, осуществляемой животными, человеческая коммуникация осуществляется, главным образом, посредством языка как важнейшего средства человеческого общения и главного элемента вербальной коммуникации. При этом на успешность коммуникации оказывает влияние широкий ряд факторов. Во-первых, это знание собственной символьной системы, в терминах которой происходит коммуникация, во-вторых, базовые (фундаментальные) знания об окружающем мире. Но особое место среди факторов, влияющих на процесс коммуникации, занимают факторы общения: нормы, ценности, правила коммуникации, напрямую связанные с культурным уровнем и коммуникативной компетенцией участников общения.

Целью данной курсовой работы является выявление основных факторов вербальной и межкультурной коммуникации.

Для достижения данной цели в работе был поставлен ряд основных задач:

— рассмотреть главные факторы общения, влияющие на успех коммуникации;

— изучить основные факторы общения в синхроническом и диахроническом планах;

— рассмотреть проблему соотношения ценностей и норм общения в процессе межкультурной коммуникации;

— выявить преимущества и недостатки вербального общения;

— определить значимость факторов общения при формировании национальных особенностей процесса коммуникации;

— соотнести культурный и вербальный компонент коммуникативного акта.

Объектом данного исследования является соотношение языка и культуры в межкультурной коммуникации.

Предметом исследования являются этнические особенности вербального общения на материале английской и русской коммуникативных культур.

Коммуникация является важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного общества, который формирует индивидуальные и групповые ценности. Совпадение факторов общения, присущих всем участникам коммуникативного акта, идентичность понимания сложившейся ситуации общения — залог успешной деятельности и её дальнейшей правильной оценки. Именно факторы общения определяют коммуникативное поведение индивида, группы, лингвокультурной общности. В связи с этим актуальность данной проблемы сохраняется на протяжении всего существования человеческого общества. Ведь основой социального начала человека выступает процесс общения во всей совокупности его норм и ценностей. А процесс социализации и формирования устоев личности происходит при непосредственном влиянии факторов общения, присущих той или иной группе, общности, нации.

В своей работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных ученых-лингвистов, таких как И.А.Стернин, Г. Хофстед, Т. Накаяма, Ф. Штродтбе, Г.П. Грайс.

ГЛАВА I. ФАКТОРЫ ОБЩЕНИЯ: ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ПРАВИЛА

1.1.Факторы общения как основа коммуникативного акта

Каждый индивид является частью той или иной социальной группы, общности, в которой происходит процесс социализации личности, формирование нравственных устоев и ценностей, а также реализуется одна из важнейших потребностей человека – потребность в общении, обмене информацией и идеями.

Одна из исходных функций общения состоит в организации совместной деятельности индивидов для активного приспособления к окружающему миру, включающему и его преобразование. Следовательно, для эффективного совместного действия важно, чтобы участники группы хорошо знали и правильно оценивали и себя, и других коммуникантов. Результатом эффективной коммуникации, как считает П.Роусон, является действие, осуществляемое посредством правильного понимания и верной эмпирической оценки того или иного факта. [Роусон, 2003, статья по лингвистике «Техника общения»]

Однако для правильного взаимодействия этих «механизмов» необходимо наличие единых норм и правил коммуникации. Именно поэтому возникает потребность в выработке факторов коммуникации.

К основным функциям факторов общения можно отнести:

— обеспечение взаимного информирования (ориентация на мотивы, цели,

установки партнера общения);

-обеспечение единых систем кодификация и декодификации информации;

— совместное постижение предмета разговора;

— идентичное понимание ситуации общения;

— отражение смыслов, известных всех участникам коммуникативного акта;

— объединение партнеров в единое информационное поле;

— установка закрепленных значений понятий (обобщенных сторон предметов и явлений, субъективных смыслов).

Становление факторов общения происходит при формировании любой социальной группы – от малой группы (семьи) до нации и человечества в целом, формируя при этом определенное коммуникативное поведение — совокупность норм, традиций и образцов общения. При этом стоит упомянуть о существовании особых коммуникативных табу (жестких и мягких) – коммуникативных традициях избегать определенных языковых выражений или затрагивания определенных тем общения в тех или иных коммуникативных ситуациях [Кострова, 2003: 13]. Соответственно, табу могут быть речевыми (при женщинах не использовать нецензурных слов) и тематическими (обсуждение возраста женщины в её присутствии).

Исследователи табу, в частности Г. Вагнер, утверждают, что «табу выступает одной из важнейших коммуникативных норм» [Вагнер, 1991:16]. Тем не менее культурные табу изучены совершенно недостаточно и ограничиваются сферами, выявленными, как правило, в ходе социологических опросов.

1.2. Нормы и правила общения, их классификация и основные категории

При рассмотрении норм и правил общения, нельзя не упомянуть такое понятие, как «коммуникативное поведение». И.А. Стернин понимает это как совокупность норм, обычаев, образцов и традиций общения, сложившихся в том или ином обществе под влиянием социальных, территориальных и исторических факторов [Стернин, 1989: 279-282].

Следовательно, главной характеристикой коммуникативного поведения являются нормы общения, на основании которых коммуникативное поведение может характеризоваться как нормативное и ненормативное. В.В. Виноградов в своей книге «Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития» выделяет четыре основные группы норм общения:

— индивидуальные нормы. [Виноградов,1967:136]

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для представителей всей лингвокультурной (языковой) общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они имеют связь с самыми общими ситуациями, возникающими между людьми вне зависимости от сферы деятельности и социального статуса участников коммуникации: возраста, пола, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, «гуманитариев», «технарей» и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный) общении. Граница между различными типами коммуникации подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается национальная специфика: так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

Другой основной характеристикой коммуникативного поведения являются правила общения, представляющие собой особые «требования к речи». Правила общения часто инстинктивно выполняются коммуникантами с целью повышения эффективности общения, адаптации нашей речи по отношению к коммуникативной компетенции собеседника. Классическая риторика выделяет следующие правила общения:

— наличие грамматической правильности (соблюдение основных грамматических норм: употребление правильных падежных форм, категорий рода, числа, наклонения, лица);

— ясность высказывания (простота высказываний, возможность восприятия информации реципиентом);

— пригодность, целесообразность (информативность коммуникации, соответствие информации предмету обсуждения);

— красота, изящество речи (использование различных тропов).

Данный список правил долгое время оставался неизменным, что говорит о значимости приведенных выше правил, однако со временем он совершенствовался. Так в 20 веке известный лингвист Г.П. Грайс дополняет данный список новыми правилами :

избегай непонятных выражений;

будь краток (избегай ненужного многословия);

не отклоняйся от темы;

старайся, чтобы высказывание было истинным;

высказывание не должно содержать больше или меньше информации, чем нужно. [Грайс, 1985:217-237]

Первые четыре правила Грайс объединяет позднее в одно: «Выражайся ясно».

Источник:
Факторы общения: ценности, нормы, ура и вербальное общение
Факторы общения: ценности, нормы, правила.культура и вербальное общение ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……….………..…. 3 ГЛАВА I.ФАКТОРЫ ОБЩЕНИЯ: ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, ПРАВИЛА……………………………………………………………
http://referat911.ru/Kulturologiya/faktory-obshheniya-cennosti-normy-pravilakultura/92054-1850482-place1.html

Факторы успешного общения

Основные психологические критерии успешности общения. Уровни успешности в общении. Модель поведенческого имиджа делового человека. Критерии выбора моделей поведения для общения. Темперамент и стиль общения. Промежуточные темпераментные взаимодействия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти — следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Именно о межличностном общении, как об одном из главных факторов формирования личности, мне бы хотелось рассказать далее.

1. Понятие, критерии и уровни успешности общения

Критерии успешности, средства и способы, необходимые для успешности общения, могут быть выведены по аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.

Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешности по двум причинам:

а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, замаскированная под внешне спокойным тоном, формальным контактом;

б) конфликты в современной социальной психологии не рассматриваются как абсолютное зло, за ними признается определенная позитивная роль, поэтому каждый партнер общения должен владеть всеми способами выхода из конфликтных ситуаций.

Успешность любой групповой деятельности в социально-психологическом аспекте определяется:

достижением целей (в неформальном межличностном общении ими являются контакт; психологическая близость, доверительные отношения);

удовлетворенностью (процессом общения, когда в процессе общения не возникает чувства досады, длительных пауз и т.п., а также результатом общения);

отсутствием трудностей (в первую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).

Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов взаимодействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Основными психологическими критериями успешности общения следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность, удовлетворенность.

В психологии для характеристики общения используются понятия:

коммуникабельность — некоммуникабельность. При этом речь идет о качественных характеристиках контактов, их глубине, интенсивности, соблюдении социальных норм;

общительность — замкнутость. При этом речь идет количественных характеристиках: широте, экстенсивности, контактности (потребность в контактах, легкость, спонтанность);

экстраверсия — интроверсия: направленность общения (на внешний мир или на свой внутренний мир);

Коммуникативность — владение средствами установления контакта. Выделяют ряд уровней успешности в общении:

1. Уровень мастерства и свободы. Этот уровень предполагает высокую совместимость, контактность, гибкость, адаптивность, саморегуляцию, отсутствие отчужденности, т.е. включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности.

2. Уровень лидерства — предполагает смелость, активность, чувство собственного достоинства, владение разнообразными способами влияния, без чувствительности прибегают к манипулированию в общении.

3. Радикально-партнерский уровень — характерен для людей, умеющих выслушать, найти общее решение, эмпатичных, имеющих хороший самоконтроль.

4. Рационально-консервативный уровень — характерен закрытым, консервативным, расчетливым, мечтательным, плохо контролирующим эмоции людям.

5. Агрессивно-авторитарный уровень — на этом уровне авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, негибкостью, тревожностью из-за сниженной самооценки, повышенной конфликтностью, нетерпеливостью, раздражительностью, отсутствием партнерской ориентации.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости — характерен для глубоко одиноких, невротичных, трудно адаптирующихся людей. Хотя они мечтают о легкости в общении, но самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и холодные люди.

Важнейшими условиями успешности общения являются: контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность и стиль общения.

Коммуникативная совместимость — это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции, характеризующийся отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряженности, досады, психологического дискомфорта.

Адаптивность также является важным фактором общения. Наличие этого качества говорит о готовности к пересмотру привычных решений при умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в своих принципах, следовании социальным нормам, гибком владении своими состояниями.

Стиль общения — это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения деловых и межличностных конфликтов. Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) характеристики, своеобразную эмоционально-волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Стиль общения проявляется в:

а) доминирующей мотивации личности (потребность в общении и принятии, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении);

б) способности к сопереживанию и пониманию других людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков другим, предубежденность);

в) уровне собственного достоинства (навязывание своего мнения, навязчивое самооправдание, естественность, признание своих ошибок или амбициозность и отстаивание своих взглядов, даже если они неверны);

г) направленности личности и избираемом в связи с этим характере воздействия на людей (манипулятивный, демократический, партнерски-уступчивый).

На коммуникативную привлекательность влияют способность руководить собой, умение следовать законам поведенческой стратегии.

В основе любой профессиональной деятельности лежит четко осознаваемая цель, способствующая ориентации и концентрации наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Поведенческая стратегия успешного профессионала должна опираться на этические нормы делового имиджа, представляющие собой совокупность определенных поведенческих принципов:

первый принцип — это честность и порядочность в деловых отношениях;

второй основополагающий принцип — это терпимость.

Такая поведенческая стратегия помогает «гасить» конфликтные ситуации, рождает взаимное доверие. Такт в деловом общении — это умение применять нормы и цели поведения к конкретному человеку, в любой ситуации рассматривать партнера как самоценную личность с учетом пола, возраста, темперамента, привычек и т.п. Кроме того, при этом имеет значение вежливость и внимательность в общении;

третий принцип — это деликатность, предполагающая мягкое внимательное отношение к людям, приветливость, заботу о них. Но главным свойством подобного отношения является умение тонко чувствовать, тонко воспринимать состояние окружающих, проявлять заботу к их нуждам и способность вовремя прийти на помощь;

четвертый принцип — это справедливость, которая означает объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признания их индивидуальности, открытость критике, самокритичность;

пятый принцип — это деловая обязательность.

В основе успешного бизнеса лежит профессионализм и порядочность. Модель поведенческого имиджа делового человека включает в себя:

1. Уважение к себе и другим, проявление в деловых отношениях терпимости, деликатности, тактичности, доверия.

2. Убежденность, что честь превыше прибыли. Поэтому для деловых отношений необходимы честность, порядочность, справедливость, компетентность, обязательность, обеспечивающие профессиональную репутацию.

3. Признание необходимости в деловых контактах не только конкуренции, но и сотрудничества.

4. Признание свободы коммерческих действий своих и конкурентов.

5. Умение рисковать и брать ответственность за принимаемые решения на себя.

Привлекательный профессиональный имидж успешного бизнесмена гарантируют следующие рекомендации:

выполняйте в срок обещания;

избегайте быть самоуверенным, помните, что ваше мнение и позиции не всегда хороши, есть и другие;

будьте терпимы к недостаткам людей;

занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;

хвалите подчиненных на людях, порицайте с глазу на глаз;

отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо;

в любых ситуациях не показывайте своей растерянности;

анализируйте все случаи неудачи и промаха.

2. Критерии выбора моделей поведения для успешного общения

1) Соответствие социальным нормам, установленным в данной культуре. В процессе воспитания человеку прививаются понимание законов общества, в котором он живет, морально-нравственные принципы. В результате человек перестает в своих действиях руководствоваться только принципом своих потребностей, желаний, а начинает учитывать окружающую его действительность.

2) Нравственная безупречность. Правильная трактовка таких понятий, как честность, справедливость, совестливость обеспечат в профессиональной деятельности выбор верных моделей поведения.

3) Умение учитывать конкретную ситуацию, в которой личность действует.

4) Постановка четкой цели, привлечение к ее реализации всей своей силы воли, знаний и умений.

5) Хорошая самооценка себя, своего поведения и деятельности при способности к самокритике. Тщательный анализ своих психологических характеристик.

Выбор моделей поведения с учетом гендерных характеристик личности.

Мужчины ценят в женщинах внешнюю привлекательность. Женщины должны в деловой сфере считаться с этим. Вместе с тем мужчины должны помнить, что для женщин самые привлекательные в них качества это интеллектуальная незаурядность, мужественность и благородство.

Моделирование поведения (модель в переводе с французского — образец) следует понимать как осмысленность своих действий в процессе общения. Если эти действия будут обдуманы заранее, а тем более «уложены» в соответствующие модели, общение будет более эффективным. Успешный выбор моделей поведения — это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной. Деловая сфера — самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что все субъекты общения выступают в официальных статусах, обусловливающих выбор их поведенческих моделей.

Важное влияние на стиль общения и его успешность оказывает знание темперамента человека. Он обусловливает высоко или низко экспрессивный стиль общения, открытость или закрытость в общении, специфичность жестикуляций и т.п.

3. Темперамент и стиль общения

Выделяют четыре типа темперамента в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов:

Холерик — Настойчив (напористый темперамент)

В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью, богатством используемых средств. Причем, основные черты этого стиля — активность, импульсивность, агрессивность, обидчивость, неугомонность — не зависят от положения и статуса собеседника, партнера. Если же человек на работе спокоен и уступчив, а дома гневлив, раздражителен, агрессивен — в этом случае мы говорим не о темпераменте, а о характере, так как проявления характера всегда согласуются с конкретной социальной ситуацией.

Флегматик — Терпелив (уравновешенный темперамент)

Сангвиник — быстр (гибкий темперамент)

Это социотипы, которые беспокойны внешне, но спокойны внутри. Их можно охарактеризовать как средне уравновешенных. Из-за внешней активности их могут принимать за холериков, но это не так: после вспышек раздражительности они очень быстро успокаиваются. Им достаточно переключиться на какой-то другой внешний стимул, что они делают благодаря иррациональной экстраверсии. Настоящий же холерик пока не выплеснет накопившееся раздражение наружу, не успокоится.

Меланхолики — слабый тип (чувствительный темперамент)

Это социотипы, которые внешне спокойны, но беспокойны внутри. Они подобно сангвиникам занимают промежуточное положение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Меланхолики — интроверты, поэтому свои внутренние переживания они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. По этой причине их легко спутать с другими темпераментами. Проблема любого меланхолика — поиск внутренней гармонии, которую так легко разрушить грубыми воздействиями внешних факторов. Их чувствительная нервная система тонко воспринимает несовершенство мира, порождающее страдания, и заставляет прятаться либо за наигранным оптимизмом, либо подчеркнутым пессимизмом.

Итак, в ситуации общения представители тех или иных типов темперамента проявляют различные свойства:

холерик — общительный, экспансивный, вспыльчивый, агрессивный;

сангвиник — общительный, легкий, гибкий;

флегматик — пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный;

меланхолик — раздражительный, ранимый, замкнутый, тревожный.

Совместимость между темпераментами согласно исследованиям В.И. Куликова (1988):

С холериком лучше всего уживается флегматик, так как терпеливо переносит его эмоциональные вспышки, а также импонирует ему своей серьезностью, надежностью, ответственностью.

С сангвиником лучше всего чувствует себя меланхолик, иррациональные переключения сангвиника его не только не раздражают, а, наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей.

Несовместимые темпераменты: с холериком хуже всего уживается меланхолик, которого ранит холерическая резкость и прямолинейность, в свою очередь первого выводят из себя немотивированные перепады настроения второго.

С сангвиником плохо уживается флегматик. В силу своей рациональной инертности он не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. В свою очередь, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии к друг другу не замедлят проявиться.

Промежуточные темпераментные взаимодействия: частично совместимы холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но напряженность может быть снята за счет того, что сангвиник как гибкий тип просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения.

Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будут присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастает отчужденность из-за недостатка инициативности.

И в первом и во втором случаях для сохранения баланса необходимо подстраиваться друг под друга, причем это должны делать обе стороны в равной мере.

общение имидж темперамент успешный

Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

1. Накамото С., Гений общения. Как им стать? /М.: Питер. — 2010

2. Вагин И., Лучшие приемы успешного общения./М.: Ардис. — 2009

3. Жакмо Н., Говорите с людьми. Правила успешного общения/М.: ЭКСМО. — 2010

Источник:
Факторы успешного общения
Основные психологические критерии успешности общения. Уровни успешности в общении. Модель поведенческого имиджа делового человека. Критерии выбора моделей поведения для общения. Темперамент и стиль общения. Промежуточные темпераментные взаимодействия.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00168489_0.html

COMMENTS