Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В социальной психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально-психологического анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида.

Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.

О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
— приспособление, уступчивость;
— уклонение;
— конкуренция, противоборство;
— сотрудничество;
— компромисс.

Основу классификации составили два независимых параметра:
1. Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей.
2. Мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна (см. схему), позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.

Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагаются жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

При конкуренции и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая то, что при разрешении конфликта предполагается устранение причин, его породивших, можно сделать вывод: только стиль сотрудничества поможет реализовать данную задачу полностью. При уклонении и приспособлении разрешение конфликта откладывается, а сам конфликт переходит в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения разрешения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и о том, что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой для формирования новых конфликтов и не привело к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Идеальной же является стратегия окончательного разрешения конфликта, суть которой состоит в поиске и устранении его причин в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров. Во-вторых, проблема не загоняется вглубь, а перестает существовать вообще. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды превышают те, которые могли быть получены при любой другой стратегии. В основе этой стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению.

Источник:
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели
http://psyera.ru/2394/interaktivnaya-storona-obshcheniya

Интерактивная сторона общения

Общение – крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие совместные цели. Поэтому общение всегда представляло немалый интерес для исследователей. Изучая его структуру, они выделили коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения.

Характеристика компонентов общения

Коммуникативная составляющая подразумевает коммуникацию в узком смысле слова, т.е. касается исключительно обмена информацией между собеседниками.

Перцептивная — характеризует их восприятие друг другом в процессе общения. В результате этого восприятия возникает взаимопонимание и взаимодействие людей.

Интерактивная же сторона общения заключается в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность. Именно так и проявляется интерактивная функция общения.

Иногда эти составляющие можно встретить под другими наименованиями. Например, коммуникативный аспект называется коммуникативно-информационным, перцептивный – аффективно-коммуникативным, а интерактивный компонент общения – регуляционно-коммуникативным. Понятно, что при этом смысл и назначение каждой из перечисленных функций сохраняются – люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.

Общаясь, каждый человек преследует определенную цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат и, как правило, связано с деятельностью, направленной на его достижение. И в этой деятельности, в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества. Иначе их можно назвать кооперацией и конкуренцией, согласием и конфликтом или приспособлением и оппозицией. В любом случае речь идет о двух противоположных видах взаимодействия.

В первом случае людьми достигаются соглашения, которые объединяют их и сближают, стимулируют их совместную работу. Во втором эффективная совместная деятельность не возникает. Участники общения явно или скрытно враждуют, соперничают или конфликтуют, не вступают в близкие отношения и не действуют сообща.

Интерактивная составляющая как взаимное влияние участников общения

Причем взаимодействие людей – это не только их поступки, направленные на достижение какой-то общей цели, это еще и действия, направленные друг на друга. Участвуя в любом общем деле, люди неизбежно оказывают влияние на эмоции и поведение своего партнера или партнеров.

В упрощенном виде это можно представить как цепочку их реакций на действия друг друга. Поступки одного человека вызывают реакцию второго, а он в свою очередь тоже отвечает определенным образом и опять воздействует на поведение партнера своим поведением. В результате изменяются настроения и поступки всех участников совместной деятельности и общения.

Функция лидерства в интерактивной стороне общения

Некоторые обладают способностью влиять не только на чувства, эмоции и поведение, но еще и на установки, мотивы и ценности других. Такая способность предполагает умение хорошо ориентироваться в людях, тонко чувствовать и понимать их, использовать наиболее уместные и эффективные способы воздействия. Как правило, такими задатками обладают лидеры. Они могут задать определенный настрой не только партнеру по общению, но и целой группе, создавая в ней определенный психологический климат и объединяя ее членов, вдохновляя их на достижение общей цели.

Источник:
Интерактивная сторона общения
Общение – крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие
http://kak-bog.ru/interaktivnaya-storona-obshcheniya

Интерактивная сторона общения

Субъектом деятельности является не индивид, а группа.

Условия эффективности взаимодействия:

соблюдение правила дистрибутивной справедливости.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, который принимает на себя ответственность за их выполнение.

Условия эффективного делегирования: опора на знание способностей и потребностей (мотивов) исполнителя: он должен обладать способностями, необходимыми для исполнения поручения и должен быть заинтересован (замотивирован) в его выполнении.

Принцип дистрибутивной справедливости (в рамках теории социального обмена).

В теории общения социальное поведение человека рассматривается как обмен активностью взаимодействующих индивидов, а нормой социального взаимодействия – соблюдение принципа дистрибутивной справедливости, согласно которому отношения тогда воспринимаются и оцениваются как справедливые, когда вознаграждения (в любой форме) участников (партнеров) прямо пропорциональны их затратам (вкладу в общее дело).

Непропорциональность вклада ==> взаимодействие несправедливое ==>

Участники общения испытывают неудовлетворенность, переживают стрессовое состояние ==> рождение потребности в восстановлении справедливости или отказа от взаимодействия.

изменить свои вклады;

заставить других снизить свои выигрыши.

Чаще прибегает к психологическому способу: попытке оправдать заведомо несправедливое отношение и убедить себя в справедливости.

Уйти из поля взаимодействия, никаких дружеских контактов.

Тот человек, чьи “выигрыши” непропорционально велики тоже может стремиться к восстановлению справедливости из-за боязни возмездия ==> страха потерять свое лицо и пытается

снизить свои выигрыши;

прибегнуть к психологическим способам;

унижение «жертвы» или отказ от ответственности;

оправдание несправедливых отношений.

Принцип дистрибутивной справедливости работает во всех сферах отношений.

Основные типы взаимодействия(4 “К”)

Предполагает согласование целей и насколько тесно они (партнеры) взаимодействуют.

Кооперация (сотрудничество). Четкое согласование цели, достижение цели одним партнером не ущемляет интересов другого.

Конкуренция (достижение цели одним за счет ущемления интересов других).

Конфронтация (преследование противоположных целей; не идут на уступки).

Корпорация (на основе взаимной выгоды: «Ты – мне, я – тебе»).

Характер взаимодействия ведет к определенной тактике общения:сотрудничество, кооперация, поиски компромисса (основного типа сотрудничества), убеждения, разъяснения (способы воздействия).

Конкуренция, конфронтация, корпорация.

Негативные практики: шантаж, манипуляция, угрозы, дезинформация.

Способы психологического воздействия на партнера:

1) психическое заражение;

Заражение (влияние на эмоциональную сферу партнера)

Заражение – это непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому («Я заразился твоим настроением!»).

Специфика заражения: пассивность субъекта и объекта влияния.

Заражение чаще проявляется в неорганизованной группе (толпе), но может возникать и в диаде.

Главное условие заражения – легкость идентификации (мы верующие; мы болельщики на стадионе и т.п.).

Это самый простой способ воздействия, ибо обе стороны пассивны.

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Один из самых простых способов воздействия (влияния): не нужно убеждать, строить сложную систему аргументации, достаточно самому быть примером (образцом для подражания: «С кем поведешься – от того и наберешься»).

Специфика: активен объект влияния; субъект может быть как активной (требовать подражания; учить), так и пассивной стороной (не догадывается, что ему подражают).

Внушение – это целенаправленное, неаргументированное речевое воздействие одного человека на другого (или группу), сопровождающееся некритическим восприятием информации.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, но человек, принимающий информацию, не подвергает ее критической оценке, не сомневается в ее достоверности, слепо доверяя тому, что говорится.

Внушение – словесное заражение (Всякий говорящий внушает!). Психологический механизм внушения – неограниченное ничем доверие.

Факторы, влияющие на эффективность внушающего воздействия

1. Авторитет субъекта воздействия (коммуникатора).

Авторитет – основа доверия к источнику информации. Эффект доверия проявляется как по отношению к личности коммуникатора, так и по отношению к той группе, которую он представляет.

Авторитет выполняет функцию “косвенной аргументации”, компенсирует отсутствие прямой аргументации. Чем определяется авторитет?

социальная группа, которую представляет коммуникатор (референтная).

Механизм: доверие к коммуникатору переносится на саму информацию.

2. Особенности личности реципиента (объекта воздействия).

Внушаемость – нормальное свойство человеческой психики, однако степень внушаемости индивидуальна, не нее влияет:

возраст (дети более внушаемы, чем взрослые по причине интеллектуальной незрелости);

пол (женщины более внушаемы, чем мужчины).

Тревожность, низкая самооценка, высокое образное мышление, конформность, несамостоятельность, состояние утомляемости и т.п.==> высокая внушаемость.

3. Содержание внушаемой информации.

Информация не должна противоречить ценностям, установкам, интересам, потребностям объекта внушения (Информация должна “лить воду на мельницу потребностей” ==> Верят тому, во что хочется верить. Пример: «МММ – нет проблем!»).

Для того чтобы внушить достаточно, чтобы нам доверяли, чтобы убедить – просто доверия недостаточно.

Убеждение – целенаправленное, аргументированное речевое воздействие, основанное на критическом восприятии информации.

Убедить ==> побудить принять определенную точку зрения или следовать определенным требованиям путем логического обоснования предлагаемого суждения.

высокая активность как субъекта (аргументирует), так и объекта воздействия (выдвигает контраргументы);

передача информации осуществляется в такой форме, чтобы она превратилась в систему установок или принципов личности (реципиента), или существенно повлияла на эту систему.

Цель убеждения– влияние на систему взглядов, ценностей, принципов личности, побуждающих ее действовать в соответствии с ними.

Результат убеждения – уверенность (убежденность) реципиента в истинности предлагаемого суждения.

Факторы, определяющие эффективность убеждения.

Главный фактор – убеждающий должен хорошо владеть техникой аргументации.

Техника аргументации(основные требования к системе выдвигаемых аргументов).

1. Субъективная значимость аргументов для аудитории (реципиента) и для доказательства конкретного тезиса.

“Значимые доводы” ==> высокая вероятность принятия информации.

Условие: необходимо хорошо знать реципиента (что для него значимо).

Пример: тезис – курение вредно ==> А1 – заболеешь (ценность здоровья); А2 – добьешься успехов в спорте; А3 – сэкономишь деньги т.п. Выбор аргументов определяется знанием потребностей и желаний реципиента.

2. Содержание аргументов. 3 категории аргументов являются максимально убедительными.

Аргументы, содержащие основательные, неопровержимые факты ==> подводят аудиторию к положительной оценке предлагаемого вывода (тезиса) ==> к согласию.

Аргументы, содержащие “позитивную апелляцию”, показывающие реципиенту положительные последствия согласия.

Аргументы с негативной “апелляцией” привлекают внимание реципиента к неприятным последствиям, которые могут возникнуть, если информация не будет принята.

3. Прием двойной аргументации (используется для создания впечатления об объективности и беспристрастности коммуникатора) = сочетание аргументов “за” (в пользу выдвигаемого тезиса) и контраргументов (“против” выдвигаемого тезиса).

Но! Аргументы “за” должны быть более сильными и располагаться в начале или конце (эффект края).

4. Количество аргументов. Их не должно быть много, только максимально важные, иначе может возникнуть иллюзия неискренности коммуникатора + реципиент “теряется в обилии аргументов”.

5. Компоновка аргументов. В начало и конец – максимально сильные аргументы, в середину – максимально уязвимые, слабые (в соответствии с законами памяти).

6. Легкость реакции на контраргументы (возражения) реципиента – умение разбить “чужие доводы”.

Таким образом, убеждение – один из максимально сложных способов психологического воздействия, ибо предполагает высокую интеллектуальную активность обеих сторон (субъекта и объекта воздействия).

Манипуляция – специфический вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенного действия.

– это система специальных приемов, позволяющих добиться своей цели.

Манипулятор сознательно (тогда это цинизм) или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых контролировать ситуацию для достижения своих личных целей, удовлетворения собственных потребностей. Манипулятор относится к другим людям как к неодушевленным предметам, используя их как средство достижения личной цели.

Специфика манипуляционного воздействия.

1. Тайный, скрытый характер манипуляционного воздействия. Истинные намерения манипулятора (цель манипуляции) тщательно скрываются.

2. Односторонний выигрыш. Исход манипуляции выгоден только субъекту воздействия (манипулятору) и часто невыгоден и даже вреден для объекта. При манипуляции полностью игнорируются интересы объекта воздействия.

3. Ограничение свободы выбора при сохранении иллюзии свободы у реципиента (подчинение своей воле). Объекту не предоставляется свобода выбора, он загнан в ловушку, при этом ему кажется, что он действует добровольно и самостоятельно принимает решение (иллюзия). Только позже реципиент может понять, что его “использовали”, обманули, “оболванили”, “провели” и т.п.

==> Манипуляция всегда содержит оттенок мошенничества и имеет аморальный характер, хотя может быть оправдана в некоторых конкретных ситуациях.

В наше время это один из максимально распространенных способов психологического воздействия. Манипулятор живет в каждом из нас!

Пример: руководитель, использующий подчиненных в своих корыстных целях; бойкий продавец, расхваливающий свой некачественный товар; политик, не собирающийся выполнять свои предвыборные обещания и т.п.

Типы манипуляторов(см. Э.Шостром).

Их много, но есть крайние варианты:

активный использует разнообразные хитроумные приемы;

пассивный ничего не делает, демонстрирует беспомощность, но побуждает тем самым других прийти к нему на помощь и выполнить работу за него.

Приемы манипуляции(см. Доценко).

Источник:
Интерактивная сторона общения
Субъектом деятельности является не индивид, а группа. Условия эффективности взаимодействия: соблюдение правила дистрибутивной справедливости. Делегирование – передача задач и полномочий
http://studfiles.net/preview/5132803/page:4/

Интерактивная сторона общения

— В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии общения. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Заключается в восприятии внешних признаков собеседника, в соотнесении их с личностными характеристик

  • Психология общенияИнтерактивнаясторонаобщения.
    Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками.
  • Деловое общениеИнтерактивнаясторонаобщения.
    Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками.
  • Юридическая психология — . и интерактивная функции общения.
    Интерактивнаясторонаобщения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей.
  • Деловое общение — Коммуникативная сторонаобщения.
    Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе обще.
  • Деловое общение — Перцептивная сторонаобщения.
    Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе обще.
  • Психология общения — Перцептивная сторонаобщения.
    Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе обще.
  • Психология общения — Коммуникативная сторонаобщения.
    Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе обще.
  • Психология общения — Трансактный анализ Э.Берна. Виды трансакций.
    Интерактивнаясторонаобщения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонен.
  • Психология личности — Общение, его функции и структура. Средства и виды.
    Интерактивнаясторонаобщения — отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности (например, нужно согласовать действия.
  • Психология общенияОбщение и коммуникация: сходство и различия
    Интерактивнаясторонаобщения предполагает психологическое воздействие, происходит
    Перцептивная сторонаобщения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

найдено похожих страниц:10

Источник:
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельн
http://cribs.me/psikhologiya-obshcheniya/interaktivnaya-storona-obshcheniya_

COMMENTS