Культура отношений в семье

Войти на сайт

Психология отношений в семье строится на том, какие у людей ценности, насколько они совпадают, и, в итоге, что для обоих супругов является наиболее важным: их любовь, желание быть вместе или эгоизм, желание отстоять свое мнение любой ценой, быть «главным», подчинить партнера своим интересам.

Одним из распространенных убеждений является такое, что с годами любовь уходит, а остается привычка.

Действительно ли это так? Если вы с этим согласны, то стоит задуматься о том, куда же ваша любовь уходит, если она действительно была?

И от кого зависит – уйдет она или наоборот, расцветет, станет более зрелой и осознанной.

Психология отношений в семье: основные проблемы

В счастливой семье люди близки друг другу: по духу, по взглядам, по ценностям, по интересам. Каждый получает от другого поддержку, доверие, и, конечно же, любовь. Находясь вместе, любящие люди испытывают душевный и эмоциональный комфорт.

Обычно именно так люди чувствуют себя в начале своей семейной жизни.

Однако, образ жизни, предполагающий постоянные стрессы (на работе или в бизнесе), финансовые проблемы, пресловутый быт, который не обустроен, рождение детей и связанные с этим проблемы, неоправданные другим партнером ожидания постепенно приводят к разочарованию в супруге и в совместной жизни.

Но является ли разочарование и разобщенность неизбежными следствиями нескольких лет семейной жизни? Конечно же нет. Ведь ничего не происходит само по себе. Каждый из супругов на это повлиял, сделал свой выбор –зачастую неосознанно, исходя из привитых ему в детстве моделей поведения, ценностей и убеждений.

Те же, кто счастливы в браке и счастливы много лет, могут подтвердить, что все возникающие проблемы вполне преодолимы. Психология отношений в семье для таких людей — это способности понимать и поддерживать вместо того, чтобы критиковать и требовать; договариваться и находить совместное решение проблемы, вместо того, чтобы навязывать свое мнение и волю партнеру; поддерживать искренний интерес и эмоциональную привязанность друг к другу.

Культура отношений в семье

“Огонь в сердце”, Дипак Чопра Очень добрая, светлая и мудрая книга о человеческой душе. Чтение ее приносит удивительный результат — появляется покой, умиротворение, пробуждается в душе радость и любовь, возрождается оптимизм, вера в себя. Читать | Скачать| Купить «Десять секретов любви”, Адам Джексон Любовь и радость истинно любовных отношений в жизни слишком часто кажутся нам недостижимой сказкой. Но каждый из нас способен любить, быть любимым и создать такие отношения в своей жизни. Читать | Скачать| Купить «Прививка от супружеской неверности или о мужских и женских потребностях в браке» «Как создать и сохранить семью. Мудрые советы мужу и жене» Советы святых, мудрых старцев и опытных духовников, помогут избежать многих семейных неприятностей и создать крепкую и дружную семью. Читать «Секреты взаимоотношений» «О семейной жизни» Это загадочное слово»любовь» Читать «Любовь”, Дипак Чопра Читать

Для того, чтобы отношения в семье были счастливыми, радостными, необходима определенная культура. В этой статье мы рассмотрим культуру семейных отношений с помощью цитат знаменитых людей.

«Мужчина и женщина – это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда». Д.Мадзини.

Да, это два совершенно непохожих своеобразных мира, которые притягиваются друг к другу, потому что разные. Но впоследствии могут оттолкнуться. Почему? Потому что разные. Очень часто мы слышим оправдание несостоявшимся или разрушенным отношениям: «Мы совершенно разные люди». Сначала нас эта непохожесть привлекает, как привлекают новые города, путешествия, новые друзья, знакомства, ощущения. Но потом все это надоедает, и мы начинаем поиск других отношений. Нам нужно понять, что это за различия, научиться ценить их и радоваться им.

«Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать». А.Моруа.

Отношения не есть нечто статичное. Если они не строятся, не развиваются и не поддерживаются – значит, они разрушаются. Строят взаимоотношения оба партнера, но каждый играет свою особую роль, и если эти роли меняются, отношения рушатся. Поэтому очень важно понять именно свою роль, свое предназначение. А понять это не так уж сложно. Мужчина – это лидер, разумный, ответственный, другими словами, мужественный. Женщина – нежная, добрая, красивая, целомудренная, слабая, т.е. женственная, та, которая нуждается в защите.

Мужчина отождествляется с разумом, или с Всевышним Господом. Поэтому он никогда не жалуется, терпит и надеется на Бога.

Женщина отождествляется с умом, или с энергией Господа. Поэтому она может выражать свои просьбы, жалобы, но не требования, т.к. зависит от мужчины. Такова тонкая структура семьи, ее законы.

«Если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она несчастна». К.Маркс.

Взаимоотношения основываются на умонастроении женщины. Муж должен учитывать потребности жены, т.к. она слабее физически и психологически, чувственна, интуитивна и зависима. И если она чем-то не удовлетворена, это всегда будет отражаться на мужчине. Она должна быть хорошо воспитана: от ее воспитания зависит выбор целей, к которым будет стремиться семья. Женщина не должна предъявлять слишком много претензий к мужу, должна быть удовлетворенной его доходом, вдохновлять его, видеть в нем героя.

В свою очередь мужчина должен быть самодостаточным и независимым. Он не зависит от каких-либо условий и обстоятельств, может найти выход из любой ситуации. Он может зависеть только от Всевышнего Господа.

Мальчиков воспитывают более аскетично и жестко, чем девочек, учат контролировать чувства. Для них применимо воспитание и обучение вдали от дома: это закаляет их, делает самостоятельными.

Девочка же воспитывается в семье. С детства ее учат зависеть от мужа, она видит это на примере своих родителей. Воспитывает девочку мама, а папа, в основном, балует и защищает. Если у нее будут слишком жесткие отношения с отцом, она не будет знать, как общаться с мужем. У нее должно быть достаточно подруг, общение с которыми дает девочке эмоциональное удовлетворение. Ей дают хорошее образование, обучают языкам, искусствам, танцам. Она учится хорошо готовить.

«Отношение к женщине – тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости». В.А.Сухомлинский.

Женщина – существо слабое и зависимое. Она любит комфорт и уют, и мужчина должен создать ей такие условия. Если у нее плохое настроение, мужчина должен понять ее и помочь справиться с унылостью. Женщина нуждается в защите. Если мужчина ждет, что женщина будет заботиться о его комфорте и настроении, он становится женственным и слабым, чувственным и похотливым.

Женщина в таком случае автоматически берет ответственность на себя, перестает зависеть от мужчины, начинает на него кричать, выдвигать ему свои требования, т.е. принимать за него решения. Роли меняются. Мужчина становится ненужным. Он подавлен, не чувствует себя героем, лидером. Так формируется тип «подкаблучника». Женщина же становится в таком случае нахальной и агрессивной, т.к. не чувствует защиту. Она теряет свою привлекательность и женственность.

Оба несчастны и разочарованы.

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой». Г.Гегель.

Если каждый хочет счастья для себя и тянет одеяло на себя, отношений не будет. Мужчина должен понять, что, если женщина несчастна, он тоже не сможет стать счастливым. Он просто не сможет наслаждаться счастьем один, потому что его обязанности состоят в том, чтобы защищать женщину, быть героем. Но если он сделает ее счастливой, сам обретет счастье.

Соответственно женщина должна научиться быть женщиной, зависимой, терпеливой и любящей. Она не должна постоянно давать мужчине советы и указания, но позволить ему самостоятельно принимать решения и выполнять их.

Тогда между ними появится крепкая связь и редкое в наше время взаимопонимание. Они будут выполнять свои обязанности из любви и благодарности к другому человеку.

с использованием материалов лекций Энвера Измайлова и Вячеслава Рузова.

Культура семейных отношений в молодой семье Текст научной статьи по специальности — Социология

Культура семейных отношений в молодой семье Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Чукреева Лариса Николаевна

В статье рассматривается роль культуры в семейной коммуникации как источника сохранения стабильности. Особое внимание отводится вопросу формирования ценностно-нормативной структуры молодой семьи . Приводятся данные социологического исследования по анализируемой проблеме.

This paper considers the role of culture in family communication as a source of maintaining stability. Special attention is paid to formation of valuable and normative patterns of a young family . The data of sociological research on analyzed case study problem are submitted.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Чукреева Лариса Николаевна,

Текст научной работы на тему «Культура семейных отношений в молодой семье»

?Ильиных Светлана Анатольевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, e-mail: ili.sa@mail.ru

Ilinykh Svetlana Anatolievna, doctor of sociological sciences, professor, department of social communications and sociology of management, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, e-mail: ili.sa@mail.ru

УДК 316.356.2 © Л.Н. Чукреева

КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

В статье рассматривается роль культуры в семейной коммуникации как источника сохранения стабильности. Особое внимание отводится вопросу формирования ценностно-нормативной структуры молодой семьи. Приводятся данные социологического исследования по анализируемой проблеме.

Ключевые слова: культура семейных отношений, семья, ценности.

CULTURE OF FAMILY RELATIONS IN A YOUNG FAMILY

This paper considers the role of culture in family communication as a source of maintaining stability. Special attention is paid to formation of valuable and normative patterns of a young family. The data of sociological research on analyzed case study problem are submitted.

Keywords: culture of family relations, family, values.

Семья является одним из источников социальной стабильности общества. И сегодня вопросы, касающиеся устойчивости и благополучия российской семьи остаются актуальными, особенно в отношении молодых семей. Несмотря на то, что государство стремится улучшить социально-экономические условия функционирования как семьи в целом, так и молодой семьи, в частности, реализуя различные целевые программы, оно не может гарантировать обществу устойчивость молодой семьи, поскольку данная проблема имеет ряд специфических особенностей.

Хотя, законодательно в Российской Федерации не закреплено понятие «молодая семья», в ряде федеральных законов указывается, что молодой семьей является семья с детьми, в которой оба супруга (мать или отец, если семья неполная) не старше 35 лет [1]. С позиции научного осмысления под молодой семьей понимается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста».

Н.А. Тырнова определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики: это супруги активного

репродуктивного возраста (до 28 лет), проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность [2]. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.

Существенным вкладом в решение этой важнейшей проблемы могут стать эффективные действия по реализации принятой в России «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [3]. Это позволит создать условия для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации. Достижение заданных целей возможно при условии государственной поддержки семьи путем разработки и реализации программы государственной поддержки семьи, включающей пропаганду через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры семейных ценностей, приоритетов ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей. В то же время, невозможно решать проблему устойчивости без участия самой семьи, поэтому важную

роль приобретает культура внутрисемейных отношений и семейно-бытового взаимодействия. Она отражает не только сложный комплекс взаимоотношений супругов и членов семьи, но и связь поколений.

На разных этапах своего развития семья выполняет различные функции, следовательно, меняется и ее ценностно-нормативная структура. Такой процесс адаптации позволяет ей не только приспособиться к выполнению «новых» функций, но и делает ее более устойчивой в изменяющихся социально-экономических, социокультурных условиях.

Исследование культуры семейных отношений многогранно. Каждый исследователь определяет не только проблемное поле в семейной культуре, но и, обладая собственным методологическим подходом, определяет переменные для его изучения. В этом контексте представляют определенный интерес результаты комплексного исследования условий функционирования молодой семьи в Республике Бурятия, проведенного творческим коллективом, включая автора, в 2014 г. по заказу Комитета по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия. Выборочная совокупность составила 200 человек (100 семейных пар, состоящих в зарегистрированном браке).

Особого внимания заслуживают социологические данные, характеризующие морально-психологический климат семьи, поскольку он отражает не только нормы и правила поведения в семье, но и их согласованность с общепринятыми моделями поведения в обществе. Были выявлены преимущественно положительные оценки семейного морально-психологического климата (94,5%). Причем, 27% респондентов оценили его как «скорее благоприятный», что свидетельствует о наличии некоторых противоречий в семье, которые супруги стремятся решать. При распределении ответов респондентов следует учитывать и тот факт, что у 69% опрошенных продолжительность семейной жизни составляет не более 7 лет, а образовательный уровень достаточно высокий — 63% имеют высшее образование.

Отношения внутри семьи — процесс сложный и многообразный, поэтому важную роль в этих отношениях играет каждый участник. Во многом, благодаря духовному родству, в семье формируется круг значимых социальных субъектов, которые вносят свой «особый» вклад в выстраивание этих отношений, а, значит, именно от них зависит уровень духовной и бытовой культуры семьи, настроение ее членов и их психологический комфорт. Данные проведенного

опроса молодых семей свидетельствуют, что настроение в семье «задают» оба супруга (28,5%). Это является подтверждением того факта, что молодые семьи ориентированы на эгалитарный тип семьи (совместное руководство в семье). При этом особенностью является то, что молодые супруги совместно участвуют не только в распределении доходов своей семьи, но и в воспитании детей (52%), планировании и организации досуга семьи (63%), приглашении гостей и выстраивание социальных связей вне семьи (61,5%), совместно заботятся о сохранении здоровья (62%).

Развитие, поддержание культуры брачно-семейных отношений предполагает умение членов семьи решать возникающие конфликты. Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются личные отношения супругов (30%). Этот факт объясняется тем, что в молодой семье происходит процесс адаптации к совместной семейной жизни, освоению новых для них социальных ролей, выстраиванию значимых социальных отношений с родственниками су-пруга(и). Ценности и нормы переосмысливаются во взаимодействии с членами семьи. Не менее важной причиной конфликтов в семье является ее материальное положение (24,5%): низкие доходы, отсутствие собственного жилья, высокая закредитованность населения и пр. По данным

органов статистики, у семей с низким уровнем дохода (ниже черты прожиточного минимума) в 1,5-2 раза снижены возможности для развития детей. Выходом в данной ситуации могло бы стать снижение уровня безработицы, развитие малого и семейного предпринимательства, повышение экономической самостоятельности семей.

Распределение ответов респондентов полностью отражает процессы, происходящие в молодой семье: идет адаптация к роли жены/мужа, матери/отца, в семьях рождаются и подрастают дети, что ведет к перестройке личных отношений внутри семьи между супругами, родителями и детьми. Расширение семьи требует больших материальных затрат, но именно в этот период женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, ограничены в своей профессиональной деятельности, что создает дополнительные трудности. «Бичом» современного общества стали кредиты, которые также вносят свою долю раздора в семьи, деформируя процессы распределения семейного бюджета, поскольку существующие социально-экономические условия невозможно полностью ликвидировать. Важно показать молодым супругам, что трудности проходят и научить находить компромисс в любой

ситуации. Это позволит стабилизировать молодые семьи.

Такие факты вызывают обеспокоенность и тревогу, поскольку общество отстранилось от участия в решении острой проблемы современности — домашнее насилие, переложив ее на государственные органы и структуры, занимающиеся вопросами семьи и детей. С молчаливого согласия большинства насилие становится угрозой стабильности общества, жизни и здоровью членов семьи.

В выстраивании семейных отношений, как уже отмечалось выше, важен каждый член семьи, поскольку семья это «миниатюрная» социальная система, в которой каждый член семьи выполняет определенную функцию: от адаптации до интеграции системы и поддержания образца. При таком понимании семьи актуализируется необходимость достижения взаимопонимания и учета интересов близких, родных людей порой выше своих собственных, ради поддержания целостности системы и ее эффективного функционирования. В целях анализа данной си-

туации респондентам были заданы вопросы: «Отмечаете ли Вы достижения и успехи членов вашей семьи?» и «Критикуете ли Вы действия членов своей семьи?». Ответы респондентов представлены на рисунке 1.

Из представленных данных видно, что чаще всего в семье отмечают успехи и достижения детей, но, в тоже время, они же в большей мере становятся и объектами критики. Что касается супругов, то здесь респонденты отметили, что и хвалят и критикуют супругов также как и себя. Более постоянным вниманием, по мнению респондентов, все-таки пользуется супруг(а), на фоне постоянной самокритики. Данное распределение показывает, что в культуре семей осо-

Анализируя культуру брачно-семейных отношений, необходимо отметить, что она проявляется в умении жить в семье и напрямую зависит от уровня нравственности, воспитанной с детства. Исследование показало, что супружество занимает второе место в иерархии культурных ценностей. Возможно, это особенность молодой семьи, поскольку именно в период репродуктивного родительства внимание переключается на детей, в то время как супруги начинают испытывать его дефицит. Согласно мнению респондентов, в вопросах формирования общих семейных норм они чаще руководствуются жизненными правилами и принципами как жены (38%), так и мужа (37%). Правила старшего поколения (23%) оттесняются на второй план.

В семье происходят процессы сохранения, производства и трансляции культурных ценностей. Одни ценности общекультурные, другие семейные, но, так или иначе, семья это один из важных агентов социализации, который помогает усваивать не только социальные нормы, но и способствует формированию ценностной структуры в целом. Наиболее значимые нравственные

бую ценность имеют дети. Это важно отметить на фоне малодетности современной семьи. Высокая критика действий ребенка свидетельствует об активном участии родителей в воспитании детей, с одной стороны, а, с другой, это является свидетельством гиперопеки, либо приверженности родителей к жесткому стилю воспитания. Также разброс ответов респондентов говорит об отсутствии предпочтений в выборе конкретных моделей воспитания детей. Аналогичная ситуация наблюдается и в ответах на вопрос о целях воспитания, поскольку современные молодые родители стремятся к всестороннему развитию ребенка при минимальных временных затратах на его воспитание.

ценности, формируемые в семье, представлены на рисунке 2.

Как видно по ответам респондентов, самой значимой ценностью семьи является нравственная ценность — забота о близких (61%). Она базируется на принципах альтруизма, поэтому ориентирована на бескорыстное участие в жизни родных, взаимопомощь. Благоприятными условиями формирования этой ценности является, на наш взгляд, расширенная семья, поддержание родственных связей и отношений с близкими родственниками. Тому же принципу отвечает и ценность «уважение к старшим» (21%). В ней нередко заменяется личностно-нормативный (чувство морального долга) мотив действия на эмоциональный (сочувствие).

Важнейшими базовыми ценностями российского общества являются: соборность и стремление к правде. Под соборностью понимается устремленность к высшим духовно-нравственным ценностям, основанная на единстве людей, она реализуется через такие ценности как: доброта (24%), трудолюбие (16%), милосердие (4%), честность (34,5%), справедливость (17%), верность (34,5%). Представленные на рисунке 2

Рис. 1. Оценка респондентами действий членов семьи

показатели свидетельствую об их не достаточно высоком уровне. Это имеет существенное значение, поскольку соборность представляет собой компромисс между поколениями, которые

Подводя итог, необходимо акцентировать внимание на то, что наличие культуры семейных отношений является основой для существования стабильных семей и поступательного развития общества. Проведенное исследование показало:

1. Современная молодая семья — эгалитарная семья. Распределение обязанностей в семье имеет тенденцию закрепления гендерного равенства;

2. В формировании культуры семейных отношений участвуют оба супруга в равной степени, оттесняя старшее поколение, но, не исключая его;

3. Формирование ценностно-нормативной структуры в молодой семье несет отпечаток компромисса между поколениями, что позволяет сохранять преемственность и снижает кон-фликтогенность в семьях;

4. Особого внимания заслуживает культура общения родителей и детей, поскольку молодые родители имеют размытое представление о цели и стиле воспитания, у них не отработан социокультурный механизм влияния на личность ребенка в процессе взаимодействия.

Для повышения уровня культуры семейных отношений необходимо:

формирование у молодежи высоких нравственных ценностей и культуры добрачного поведения молодежи;

• широкая пропаганда положительного опыта современной семьи в целом, ответственного материнства, отцовства и детства;

• проведение психологами, социальными педагогами и социальными работниками более широкой просветительской работы по расшире-

сформировались в эпоху СССР, и современным молодым поколением, и это нельзя не учитывать в социальной практике.

нию знаний о семье и детях, детской и тендерной психологии в рамках образовательных программ образовательных учреждений, тренингов, консультаций и иных методов;

• организация «школ молодой семьи», которые позволили бы реализовать систему подготовки молодежи к семейной жизни;

• проведение мониторинговых социологических исследований с целью изучения состояния молодежи, ее настроений и своевременное диагностирование проблем.

1. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]. — URL: http: //mol7ya.ru/zakon-gospodderzhka.html (дата обращения 11. 09.2014).

2. Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: дис. . канд. социол. наук. — М., 2005 [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.lib.ua-ru.net/diss/cont/125863.html (дата обращения 01.10.2014).

3. Указ Президента РФ от 1.06. 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [Электронный ресурс]. — URL: http: //base.garant.

ru/70183566/ (дата обращения 16.09.2014)

Чукреева Лариса Николаевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: chukreeva_water@mail.ru Chukreeva Larisa Nikolaevna, candidate of sociological sciences, senior lecturer, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: chukreeva_water@ mail.ru

Рис. 2. Нравственные ценности молодой семьи

Особенности семейных отношений в различных культурах

Особенности семейных отношений в различных культурах

Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).

В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».

Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец — Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина — источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) — положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача — воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье — посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.

Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» — литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» — написано в «Домострое». Главные обязанности детей — абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения — основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира — для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным — они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

Источники:
Войти на сайт
Психология отношений в семье строится на том, какие у людей ценности, насколько они совпадают, и, в итоге, что для обоих супругов является наиболее важным: их любовь, желание быть вместе или
https://subscribe.ru/group/mnogomernoe%2Dsoznanie/5557253/
Культура отношений в семье
“Огонь в сердце”, Дипак Чопра Очень добрая, светлая и мудрая книга о человеческой душе. Чтение ее приносит удивительный результат — появляется покой, умиротворение, пробуждается в душе радость и
http://schastie.by/semia/kultura%2Dsemeinih%2Dotnosheniy.html
Культура семейных отношений в молодой семье Текст научной статьи по специальности — Социология
В статье рассматривается роль культуры в семейной коммуникации как источника сохранения стабильности. Особое внимание отводится вопросу формирования ценностно-нормативной структуры молодой семьи. Приводятся данные социологического исследования по анализируемой проблеме.
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura%2Dsemeynyh%2Dotnosheniy%2Dv%2Dmolodoy%2Dsemie
Особенности семейных отношений в различных культурах
Особенности семейных отношений в различных культурах Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются
http://studbooks.net/726908/kulturologiya/osobennosti_semeynyh_otnosheniy_razlichnyh_kulturah

COMMENTS