личностный рост

Личностный рост

Как строгое научное понятие, «личностный рост» имеет трудную судьбу: разные научные школы вкладывают в него существенно разное содержание, а психологическая практика эксплуатирует его, в принципе мало заботясь о строгости терминологии.

Тот личностный рост, который на слуху, в популярных книгах и в рекламе тренингов — в принципе не научное понятие, а популярный бренд. Выходят книги, посвященные (вроде бы) личностному росту, ведутся тренинги (якобы) личностного роста, при этом на самом деле книги и тренинги могут быть не совсем про личностный рост. Про что? Про личную жизнь, взаимоотношения, что делать с депрессией, как найти работу… Все вопросы важные, жизненные, и книги и тренинги могут быть полезными, только к теме личностного роста их можно отнести лишь при самом широком толковании термина. А почему их все выпускают под шапкой «личностный рост» — это вопрос маркетинга. «Личностный рост» — понятие модное, и под такой шапкой все эти товары лучше продаются.

В современной психологии личностный рост понимается в первую очередь как измеряемый факт, как результат существенных и позитивных изменений в личности человека. Как бы мы это ни называли — рост личности, личностный рост, личностное развитие, рост и развитие личности — все это в первую очередь позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увеличение потенциала личности. Не всегда понятно, что с человеком происходило, но в некоторых случаях можно сказать: личностный рост с человеком произошел. Человек стал — другим, он стал лучше управлять своей жизнью, стал сильнее, глубже и внутренне богаче. Основные характеристики личностного роста и развития — его направленность, активность и масштаб.

О личностном росте хорошо писал В.Л. Леви (из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы»)​: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно».

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​О личностном росте и развитии удобно говорить, сравнив тренинги личностного роста (тренинги развития личности) и тренинги деловые, тренинги бизнес-профессиональной направленности. Если участники осваивают знания и конкретные навыки, актуальные для бизнеса, и тренер не трогает собственно личность участников, не обсуждает их ценности и стиль жизни, не затрагивает их отношение к себе и к людям, это бизнес-тренинги в чистом виде. Участник узнал, как эффективнее делать рекламу товара и выстраивать работающие зарплатные схемы, участник освоил навык выкладки товара и выучил текст грамотной презентации — он сможет быть эффективнее в бизнесе, но как личность он остался тем же, задачи личностного роста и развития тут не стояли.

Критерии и показатели личностного роста субъективны и зависят от того, кто его оценивает, как его понимает и на что обращает внимание. Эти критерии будут разными у представителей различных психологических школ и течений, у людей с разными психотипами, у процессников и результатников, у мужчин и женщин. Мужчин в личностном росте чаще интересуют внешние результаты, которые можно объективно оценить или измерить, для женщин личностный рост скорее субъективен и чувствуется в первую очередь ею самой или близкими ей людьми.

Личностный рост как процесс разворачивания того, что в человеке заложено природой

Разбираясь с понятием «личностный рост», нужно учитывать тот факт, что часть психологов в первую очередь гуманистического направления вкладывают в это понятие свое, достаточно специфическое содержание. А именно, они понимают личностный рост не столько как результат позитивных изменений в личности, сколько как особый процесс, особый способ развития личности. Исходя из представлений о позитивной природе человека, характерного для работ К. Роджерса и А. Маслоу, они рассматривают личностный рост как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. Если различать «рост» как нечто естественное и «развитие» как то, что во многом задается окружением, то психологи этого направления под личностным ростом понимают то, что в личности взрастает само, в отличие от того, что в человеке задается обществом в процессе социализации.

А. Маслоу писал: «Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным» [17, с. 161].

Именно вследствие такой языковой путаницы возможен парадокс, когда не всякий личностный рост является личностным ростом. Действительно, фактический личностный рост (по результату) может быть достигнут разными путями. Например, если увеличение потенциала личности произошло вследствие процесса формирования личности, вследствие организованного извне процесса воспитания, то процесса роста личности не было, а результат — личностный рост — налицо.

Такое понятие личностного роста, противопоставляющее его развитию и формированию личности, родилось в традиции гуманистической психологии и существует только в его рамках: психологи психоаналитического направления или бихевиоральной направленности подобным понятием «личностный рост» не пользуются. Чтобы не путаться, мы предлагаем в тех случаях, когда нас интересует только результат личностного роста и не важен путь, как это было достигнуто, использовать более общее понятие: личностное развитие.

Понятие «личностного роста» оказалось очень важным для педагогов школы В.В. Давыдова, см.→

Личностный рост

оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.

Чаще всего употребление этого понятия больше

говорило мне о человеке, который им пользуется,

чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармо­нии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна — ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом кон­цептуальных построений.

Если приложить критерий веры-неверия в человека. В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами — С. Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы — неравные): «доверяющих» человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

а) в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой ней­тральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность»;

б) в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изна­чально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбо­ра человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущ­ности человека решается и вопрос о том, «что делать» с этой сущно­стью, чтобы человек стал «лучше», как его правильно развивать, вос­питывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это «лучше» понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспита­ния принципиально решается следующим образом: если сущность че­ловека негативная, то ее надо исправить; если ее нет — ее надо создать, сконструировать и «вложить» в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная — ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Более схематично типологию базисных имплицитных устано­вок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

Таблица: Базисные установки психологических концепций

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и са­мореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т. п.

Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса — его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии — отсутствие жесткой концеп­туальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

В самом общем виде личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это внутренняя система саморегуляции человека. Она ис­пытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые услов­но можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

Рисунок «треугольник развития»:

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий — прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исход­ные, определяющие отношения — именно с внутренним миром, с са­мим собой.

Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека — несмотря на возможные ошибки и трудности — к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, — человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П. Тиллих, К. Роджерс. 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности — «Я» — имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего — значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) — это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более — «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разво­рот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препят­ствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» — по линии взаимодействия «внешний мир — личность».

Главный психологический смысл ЛР — освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех ос­новных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях — более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиаль­но важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста «, который, опираясь на из­вестную формулу К.Роджерса «если — то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Ины­ми словами, именно эти изменения — их содержание, направленность, динамика — свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в каче­стве критериев ЛР .

При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотноше­ния личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие [*] :

Интраперсональные критерии ЛР:

Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более — лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть — и часто явля­ется — мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с. 242).

Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» — одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность — тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального — вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М. М. Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» — ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление ЛР — усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно — целостности внутреннего мира и самой лично­сти. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец. является интегрированным и целостным ор­ганизмом, постепенно индивидуализирующимся» (П. Тиллих, К. Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность — это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования Поэтому важнейший критерий ЛР — динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» — «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

Интерперсональные критерии ЛР:

Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к челове­ческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности — других людей. Важнейший критерий ЛР — готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному про­явлению фундаментального стремления человека — к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers. 1989, p. 251);

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности — готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно — ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И — ЕГО — КРИТЕРИИ

Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, c.38-46

Я обнаружил, что . понятие самоактуализации

оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.

Чаще всего употребление этого понятия больше

говорило мне о человеке, который им пользуется,

чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами – С.Б., М.М.). Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна – ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.

Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы – неравные): «доверяющих» человеческой природе (т.е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

  • в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная – асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность»;

  • в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.
  • В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, «что делать» с этой сущностью, чтобы человек стал «лучше», как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это «лучше» понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет – ее надо создать, сконструировать и «вложить» в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная – ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

    Более схематично типологию базисных имплицитных установок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

    Базисные установки психологических концепций

    подходов в советской психологии

    Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и самореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т.п.

    Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса – его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии – отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

    В самом общем виде личность – это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность – это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

    Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий – прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека – стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исходные, определяющие отношения – именно с внутренним миром, с самим собой.

    Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека – несмотря на возможные ошибки и трудности – к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

    Отношения личности с внешним миром – особенно с миром других людей – куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, – человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П.Тиллих, К.Роджерс, 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности – «Я» – имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего – значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

    Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) – это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой-либо деятельности, и уж тем более – «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

    Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» – по линии взаимодействия «внешний мир – личность».

    Главный психологический смысл ЛР – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

    Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста«, который, опираясь на известную формулу К.Роджерса «если – то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.

    При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:*

    * Данный перечень критериев – это моя экспликация из тех работ К.Роджерса, в которых обобщается реальный практический опыт психологов и психотерапевтов.

    Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с. 242).

    Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» – одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

    Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального – вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

    Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» – ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

    Целостность. Важнейшее направление ЛР – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно – целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец. является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся» (П.Тиллих, К.Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

    Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» – «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

    Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к человеческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

    Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий ЛР – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

    Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers. 1989, p. 251);

    Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

    Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, – более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно – ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.

    Что такое личностный рост? Теории личностного роста

    Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности

    Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

    В нашем удивительном мире есть масса вещей, которые нельзя назвать однозначными, особенно если речь идет о мире внутреннем. Рост личности – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, ну или хотя бы попробовать это сделать, или решить что сделали, а на самом деле даже не пробовать.

    От того, как рано, или как поздно мы поймем важность личностного роста, зависит вся наша жизнь, ее качество, ее яркость, и тот след, который она после себя оставит.

    Личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями , над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

    Личностный рост – это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

    Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность — это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться. Как это правильно сделать? Читайте дальше.

    Теорий, касательно личностного роста, довольно много, большинство из них очень тонкие и сложные для не подготовленного ума. Но есть также и более ясные позиции на этот счет, упрощение в объяснении которых совсем необязательно. С них, пожалуй, и начнем.

    Бихевиоризм – это тот редкий случай, когда простейшая теория названа сложнейшим словом. Сама же суть данной теории очень проста и имеет широкое распространение. Согласно ей все мы изначально не имеем никакого особенного, а главное отличного от других потенциала . Все мы равны как на подбор! Но это лишь в начале пути. Наш личностный рост зависит исключительно от окружающих нас обстоятельств и факторов, которые, в итоге, и проводят нас по пути роста личности.

    [stextbox id=»info»]Никто тебя не будет тянуть за уши в этой жизни и никто не будет занимать тобой, кроме самого себя. Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно самому головой проламывать стены![/stextbox]

    Экзистенциальный подход в чем-то схож с предыдущим, но сходства не велики. В данном случае, в начале пути мы все так же не имеем ничего, и обретаем все в процессе самопознания, поиска душевой гармонии и, как следствие, – нового восприятия всего окружающего.

    Ну и, пожалуй, самая распространенная из теорий – «неизбежно позитивная» , назовем так. Исходя из нее, каждый из нас полон огромного количества потенциала , который так и рвется на волю, но выход находит только при соответствующих условиях, причем не всегда позитивных. Последнее делает эту теорию действительно позитивной, ведь как не крути, а рост таки состоится! Но не будем забывать, это тоже теория. Все учения хороши, но действовать нужно не смотря ни на что!

    Все, что будет написано ниже, напрямую имеет отношение к тому, как именно вы относитесь к данному понятию, и как его воспринимаете.

    Да, а зачем же? Зачем напрягаться, если и так жить хорошо? Если кто из вас задался этим вопросом, то вы наверняка счастливы, довольны собой и своим положением. Либо же, очень стары и считаете, что рост – слово к вам неприменимое.

    Большинство из нас, к счастью, имеют мечты. Не многие из нас знают, что именно им мешает осуществить эту мечту. И лишь единицы мечтают, замечают свои оплошности, и находят путь к мечте. Причем, забавно и то, что слово «мечта», только у первых вызывает ассоциации с чем-то несбыточным. Смирение – главный показатель того, что мы стоим на месте, что не растем (имеется в виду не православное понимание как добродетели, а отсутствие желания достигать большего).

    Это и есть ответ на вопрос «Зачем?» Личностный рост нужен нам как воздух, мы не можем отказаться от него, и при этом остаться собой, мы будем деградировать, и уже совсем скоро займем последнее место в очереди за… нет, уже не за мечтой — за нормальной жизнью, за уважением и проявлением интереса со стороны дорогих нам людей.

    Личностный рост – это современная модель истины о том, что выживает сильнейший! Только в нашем случае выживать — это проиграть, а жить – победить. Без личностного роста нам придется выживать, а не жить.

    Есть масса различных тренингов, есть и масса тех, кто эти тренинги проводит, обещая вам скорое преображение, тем самым оскорбляя вас уже на первом занятии. Нет, конечно есть и те, кому хватит обычного «пинка», те кто был в шаге от того чтобы осознать важность и нужность роста, но не решался действовать. Но таких людей не так много. Форсировать эту процедуру далеко не всегда хорошо, и не редко, эффекта нет, а если нет результата, то вы не только не сможете начать то, что задумали, но и сделаете большой шаг назад. Это как похудеть на 50 килограмм за один месяц. Мы не можем изменить все, что желали в один миг, даже если в наши головы пришла та самая ясность, то прозрение, которое было нам так нужно.

    Первый шаг на пути к развитию – признать, что насущное положение дел – это не то чего мы так желали, о чем так много думали и рассуждали, не то. Не обязательно пускать под откос всю прожитую жизнь, ведь в ней наверняка масса приятных моментов. Личностный рост редко бывает всесторонним, многие из нас имеют сильные стороны, и наш рост как личностей, прежде всего, проявляется в признании сторон слабых, и действий которые будут направлены на их усиление. Ведь признаться нужно, прежде всего, себе, и не редко, только себе. Пусть ваш прогресс станет для других приятным сюрпризом.

    Все мы хотим видеть позитивный подтекст во всех направлениях, даже в тех, где он и не совсем уместный. Не редко бывает так, что личностный рост происходит на фоне отнюдь не позитивных моментов. Та же зависть может стать сильнейшим толчком, и, в итоге, позитивным стимулом, это довольно распространенная практика.

    Так уж вышло, что те, кто задаются этим вопросом, редко желают роста от хорошей жизни, нет, конечно, есть и такие, но об исключениях не будем. Зачастую, вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче, о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

    Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Ведь перерабатывают же мусор, делают из него прекрасные вещи, так почему же нам не переработать свой душевный мусор на нечто более полезное и нужное нам. Очень важно признаться себе в том, что, порой, желание стать лучше нам подсказано одной из самых сильных неудач. Это как раз тот случай, когда мы смело можем рассчитывать на поимку двоих зайцев. Мы можем стать лучше, и в награду за это получить побежденную проблему.

    Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, Вы будете глубоко несчастной личностью!

    Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется изменить себя. Это целью может стать более высокая должность на работе, или же, ваша заинтересованность в отдельном человеке. Любовь может быть очень серьезным стимулом на пути к росту личности, она будет отличным помощником, и даже сопроводителем, если все получится так, как вы запланировали. Кто не согласен, напишите в комментария, я буду рад Вашему мнению!

    Есть также и те, кто растет не ради каких-то целей, не ради любви и успешной работы. Это люди, которые стремятся жить в гармонии с окружающим миром, они ставят акцент на самопознание. Для них важнее переосмыслить подход к жизненным истинам, изменить восприятие всего, что кажется слишком острым и чужим, чтобы в итоге, даже проблемы казались частью успеха, или как минимум, интересным и полезным материалом для размышления. Прежде всего, такие люди стремятся избавиться от внутренних противоречий, считая их основами всех проблем. Это одно из самых грамотных и безболезненных начал пути, ведущему к развитию личности.

    В данном случае, если говорить проще, то саморазвитие – это автономный режим, тот, в котором живет большинство из нас. Мы развиваемся, не контролируя русла, и получаем рост только в тех местах, куда направлены наши потребности. Есть случаи, в которых человек проживал жизнь, и при этом никогда не ставил акцентов на вопросе о развитии себя в каком-то из направлений. Все просто складывалось само собой, все получалось. Но это конечно очередные исключения, и в процентном соотношении таких людей очень мало. Потому и получается, что есть сферы, в которых мы являемся своего рода гуру, а есть и те, в которых мы остались малыми детьми, которые и пары слов связать не могут, не говоря уже о действиях.

    Не редко, саморазвитию способствуют проблемы, которые мы переживаем. Часто эти проблемы остаются нерешенными, но сам факт того, что мы через них прошли, либо ломает нас, либо делает сильнее. Путь личностного роста переполнен проблемными участками, и чтобы расти, мы должны научиться не только принимать, но и отдавать, терять. Никогда не наступит тот момент, когда проблемы совсем перестанут нас касаться, но мы можем научиться принимать их иначе, как часть пути к положительному результату – это и будет лучшим показателем личностного роста.

    Методик развивающих и стимулирующих личностный рост – очень много! Их применяют психологи, тренера, и, конечно же, мы, обычные люди.

    Подробнее о методиках личностного роста читайте в этой статье.

    В современном обществе очень сложно развиваться всесторонне, и при этом не прикладывать осознанных усилий. Как бы мы не старались жить правильно, всегда будут отстающие направления, это нормально. Хотя, почти каждый из нас видит в этом свою маленькую трагедию, которую, как кажется, пришлось прочувствовать только нам одним.

    Если не углубляться во все тонкости этого вопроса, то сторон не так уж и много:

    — Желание быть успешными в работе.

    — Желание уметь любить и быть любимыми.

    — Желание быть здоровыми и сильными духом.

    — Желание чувствовать в себе решимость и силу для любых свершений.

    Все эти направления можно поменять местами, в зависимости от ваших личных приоритетов, но ни одно из них не противоречит другому. Они вполне совместимы, а значит, стремиться к воплощению их в жизнь можно и нужно. Другое дело, сможете Вы наступать на всех фронтах одновременно, или же нет. Тут очень важно здраво и объективно оценить свои возможности. Неудачное начало работы над собой может лишить вас желания развивать эту идею дальше, и на неопределенный срок заставит вас топтаться на месте.

    Можно подвести некоторые итоги, и обозначить главные факторы, которые способствуют росту личности. Хотелось бы также обозначить высокую долю субъективности в расстановке определяющих факторов. На мой взгляд, основными стимуляторами на пути к личностному росту являются:

    1. Неудовлетворенность положением дел, иногда одного направления вашей жизни, иногда целой их группы.
    2. Цель. Ей может стать человек, которого вы полюбили, или работа, о которой давно мечтали — это к примеру. Цели могут быть и другими.
    3. Посторонние факторы. Обстоятельства различного характера, которые за относительно короткий промежуток времени могут внести весомые коррективы в вашу жизнь.
    4. Осознанное желание стать лучше. Увы, это бывает крайне редко. Такова природа человека, мы не спешим что либо менять, если все не так уж плохо. Но есть и те, в ком стремление к развитию живет постоянно.

    Причем, последовательность пунктов выставлена не случайно. Мощность движущей силы убывает, начиная с первого пункта. Также последовательность подходит и для измерения «популярности» причин, по которым многие из нас задумываются над этим вопросом.

    Только сильные личности могут быть успешными! Добиться успеха может каждый, но далеко не все могут быть стабильными, и часто, после подъема, следует долгий и болезненный спуск. Без личностного роста нам никогда не добиться значимых результатов, и при этом не потерять себя где-то на пути к поставленной цели.

    [stextbox id=»info»]Успешность – продукт личностного роста, а не его причина![/stextbox]

    Каждое качественное улучшение, которое мы приобретаем, в итоге дает ощутимый результат. Чем больше мы работаем над самосовершенствованием, тем больше шансов, и тем меньше расстояние до цели, которую мы себе поставили. Говоря о целях, следует понимать, что одна единственная, пусть даже самая значимая в вашей жизни цель, не сможет помочь личностному росту, так как для ее выполнения, вы будете развивать в себе только нужные для достижения качества. Очень важно иметь попутные стремления, они позволят нам стать более универсальными, и помогут приблизиться к равномерному, всестороннему развитию. Поспешность редко бывает полезной, и в нашем случае она тоже ни к чему. Комплекс локальных, разноплановых стремлений, куда более важный, нежели погоня за призрачной мечтой.

    Есть очень много книг, связанных с вопросом личностного роста. Некоторые из них более полезные и содержательные, некоторые менее. Представлю вашему вниманию несколько (на мой взгляд) отличных работ разных авторов:

    Морган Скотт Пек — «НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА»

    «Вся наша жизнь — это «дорога», которую проторяем мы сами. И очень важно, чтобы это проторение шло в правильном направлении.» — Довольно интересная работа, которая затрагивает многие аспекты личностного роста.

    Джим Рон «СЕЗОННОСТЬ ЖИЗНИ»

    Книга о том, что жизнь сезонна, как и течение года. В ней рассказывается о том, как найти пути к решению внутренних противоречий.

    Алан Лакейн «ИСКУССТВО ПЛАНИРОВАТЬ «

    Книга о том, как овладеть умением планировать свою жизнь. Очень полезная информация, так как в личностном росте очень важна планировка дальнейших действий.

    Пауль Тиллих «МУЖЕСТВО БЫТЬ»

    Книга о том, как научиться жить, не смотря ни на что, вопреки всем трудностям и невзгодам.

    Билл Ньюмен «Парите вместе с орлами»

    Книга, о том, как при любых обстоятельствах сохранить гордость и спокойствие, как прожить жизнь не опуская глаз.

    И в качестве бонуса еще одна книга Джима Рона «ВИТАМИНЫ ДЛЯ УМА»

    Это лишь малая часть полезной литературы по данному вопросу. Каждый из вас сам сможет найти нужный рецепт успеха, главное – это желание расти, остальное придет само. Успехов и роста!

    Рекомендую посмотреть очень полезное интервью с лучшим тренером по личностному росту в России:

    Поделитесь этой страничкой со своими друзьями, они будут Вам благодарны

    Источники:
    Личностный рост
    Психологос энциклопедия практической психологии
    http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnyy_rost
    Личностный рост
    оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим
    http://hpsy.ru/public/x1332.htm
    ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И — ЕГО — КРИТЕРИИ
    Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, c.38-46 Я обнаружил, что . понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего
    http://psylib.org.ua/books/brami01/index.htm
    Что такое личностный рост? Теории личностного роста
    Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! В нашем удивительном мире есть масса вещей,
    http://www.chelpachenko.ru/lichnostnyj-rost/lichnostnyj-rost.html

    COMMENTS