Методы общения

Левченко Юрий Николаевич

«Общайтесь с людьми так, как будто они
на самом деле такие, какими они хотели бы
быть, и вы поможете им стать такими».
И. Гете.

Люди постоянно озабочены проблемой общения, умением разговаривать, как с другом, так и с начальником.

Приходите, приезжайте на мои тренинги в г.Сочи в 2016г, где мы займемся перезагрузкой собственной операционной системы на достойное восприятие себя и своего места в реальности. Познать себя — это познать весь Мир. Социальная адаптация человека в социуме, успех в жизни, радость от Жизни.
Психолог Левченко Юрий
МОИ КОНТАКТЫ
Skype: yristreamlet
+7 903 7984417
rapport88@gmail.com

И от того, как сложиться беседа, может зависеть многое в жизни человека. Другие хотят так повести разговор, чтобы иметь определенную выгоду.

«Что я буду говорить с ней, при нашей встрече?»
«Что я скажу на вечеринке?»
«Как просить добавки к зарплате у начальника?»
«Как ответить на экзамене?»
«Как провести переговоры в свою пользу?»

Каждый может вспомнить ситуацию, когда нечем заполнить паузу в разговоре, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.
И в рамках нашего обучения мы с Вами рассмотрим те игры, которые помогут нам не оставаться в одиночестве, не испытывать сенсорный голод и быть счастливым и удачливым.
На наших занятиях мы определим эту деятельность как: признание, «поглаживание», сценарии игр, и другие более сложные формы общения.

Часто путают – «общение» и «отношения», эти два понятия не совпадают.
Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Нередко мы не учитываем своей выгоды при общении с другими людьми.

Мы запугиваем их, спорим с ними, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. И вот уже наши отношения не складываются, так как мы бы хотели.

Смысл общения в его результате, это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т. д.

Коммуникативная – сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
Интерактивная – сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене участвуют не только знания и идеи, но и влияние, а так же и наши эмоции.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению. Большая же часть информации передается не вербально, и в этом случае эмоции доминируют.

Так, например, человек хотел бы скрыть – беспокойство, дрожащие руки, волнение голоса.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное.

Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis – словесный).

Главным средством здесь служит язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

При невербальном общении средством передачи информации являются такие знаки: позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, интерьер.
В этом случае знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие),

который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и что важнее, так это поддержание эмоционального контакта в процессе беседы.

И основой для этого является социальная приемлемость, проще говоря, хорошие манеры.

Во всем мире приняты некоторые общие ритуалы: приветствия при встрече, манера поведения за столом, в общественных местах, ритуалы ухаживания, траура.
А чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальная связь, которая часто приводит к инцидентам, так отравляющим их жизнь.
И пусть на первый взгляд они кажутся случайными, но при анализе можно обнаружить, что они развиваются по определенным схемам и стереотипам.
И здесь уместно сказать, что люди играют не в те игры, и что участники делают ход не по правилам.

Мы же с вами разберем все возможные способы правильного подхода в игре под названием «жизнь».
Употребление термина «игра» возможно и по отношению к таким трагическим формам поведения, как самоубийство, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения.
А эта игра может быть опасной для ее участников.

Источник:
Левченко Юрий Николаевич
Часто путают общение и отношения, а это — две разные вещи!
http://streamlet.ru/articles/communication/29/

Методы межличностного общения

Рассмотрение понятия Межличностного общения и его функций. Взаимное влияние людей в процессе общения (типичные трудности и техника). «Малый разговор». Искусство задавать вопросы (открытий, закрытый и альтернативный вопросы). Методы активного слушания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Межличностное общение — общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей, как правило, эмоционально окрашено. Оно касается всех сторон жизни людей в их межличностном общении, так или иначе, проявляется вся система существующих общественных отношений, в том числе экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.

Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

Общение есть способ самовыражения человеческого Я: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

1. Общение — основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и, тем самым, осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

2. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах — в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

3. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Существует большое количество психологических влияний, вот несколько из них:

1. Убеждение — это сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения.

2. Внушение — это сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Влияют они посредством личного магнетизма, авторитета, уверенности вербального и невербального поведения, отчетливой размеренной речи, использования условий и обстановки и выбором наиболее внушаемых партнеров.

3. Заражение — это передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Средства влияния — высокая энергетика собственного поведения, артистизм в исполнении действий, индивидуализированный взгляд в глаза, прикосновения и телесный контакт.

4. Просьба — это обращение к адресату с призывом удовлетворить свои потребности или желания свои. Средства влияния — ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.

5. Принуждение — это требования выполнить распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Средства влияния объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований, наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений, запугивание возможными последствиями.

6. Игнорирование — это умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Средства влияния — демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей», невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается, невыполнение обещаний, молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос.

7. Манипуляция — это скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными.

Типичные трудности и техника межличностного общения:
Чаще всего люди испытывают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Однако если оно повторяется, то может перейти в чувство, а затем закрепиться уже как свойство личности.

Одной из общих причин, вызывающих трудности в общении может является неспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его.

Для того чтобы вовлечь человека в разговор, необходимо начинать с того, что является для него интересным или важным. Поэтому самый главный навык при ведении беседы — навык быстрой ориентации в том, что может быть предметом вступительного, так называемого «малого» разговора:

1. Тема не должна быть слишком серьезной и касаться нерешенных проблем, забот и тревог. Все это нужно оставить для «большого» разговора.

2. Полезно начать с уточняющего вопроса о приятных событиях в жизни собеседника, о которых вам уже что-то известно.

3. Делайте как можно больше положительных высказываний о разных предметах, о чужих идеях, достижениях, о людях, не участвующих в разговоре, но известных обоим собеседникам, и т.п.

Искусство задавать вопросы

Известно, что в научном исследовании точно поставленный вопрос — это наполовину решение проблемы. В общении хорошо поставленным вопросом будет тот, на который собеседник захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать.

1. Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ, например «да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.

2. Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить одним словом. Такой вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каково ваше решение по поводу», «что вы могли бы нам предложить» и т.п., а это требует развернутого ответа.

3. Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа.

Методы активного слушания

Часто нам мешает слушать сосредоточенность на собственных мыслях или желаниях. Иногда получается так, что формально мы слышим партнера, а по существу — нет.

1. Дословное повторение — воспроизведение части высказывания партнера или целой его фразы. Дословное повторение помогает нам самим сосредоточиться на словах партнера и неотрывно следить за нитью его рассуждений.

2. Перефразирование — краткое воспроизведение основного содержания речи партнера, сути его высказывания. Здесь мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах.

Общие затруднения можно избежать, если систематически использовать методы ведения беседы, ежедневно тренируя свои практические навыки в их использовании. «Малый» разговор и искусство задавать вопросы могут помочь разговорить собеседника, методы дословного воспроизведения его высказываний и перефразирования — понять его.

межличностный общение вопрос слушание

1. Добрович А. Общение: наука и искусство. — М.: Яуза, 1996. — 254 с.

2. Егидес А. Как разбираться в людях, или психологический рисунок личности. — М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006. — 320 с.

3. Кричесвский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 320 с.

4. Нартова — Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 416 с.

5. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги»,1998.-164 с.

6. Крылов А.А. Психология (учебник 2 издание) 2001. -527 с

Размещено на Allbest.ru

Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений. Категория общения в психологической науке. Вид общения. Трансактный анализ общения. Трудности в процессе общения. Путь исследования межличностного взаимодействия.

Определение затруднений межличностного общения в этно-социокультурной, статусно-позиционно-ролевой, возрастной области. Обобщение индивидуально-психологических особенностей, как области затруднений общения (остановки либо перерыва процесса общения).

Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

Речь как феномен человеческой коммуникации. Язык и дискурсивное мышление. Межличностная коммуникация — составляющая часть структуры общения. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения. Уровни общения и его особенности в различных условиях.

Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Три уровня включения индивида в сферу социального общения: в семейное окружение, в контакты разнообразных сообществ, в социальную систему города. Рассмотрение уровней успешности и критерии общения.

Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

Основные категории общения и их характеристика. Определение межличностного общения. Общение как деятельность. Виды общения. Признаки категории общения. Категории средств общения. Экспрессивно-мимические средства общения.

Понятие локуса контроля в психологии. Понятие межличностного общения в психологии. Значение межличностных отношений, их качество и содержание. Психологические особенности зрелого возраста. Доминирующие стратегии психологической защиты в общении.

Речь как феномен человеческой коммуникации. Язык и дискурсивное мышление. Межличностная коммуникация как составляющая часть общения. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения. Уровни общения и его особенности в различных условиях.

Источник:
Методы межличностного общения
Рассмотрение понятия Межличностного общения и его функций. Взаимное влияние людей в процессе общения (типичные трудности и техника).
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00102174_0.html

Методы общения

Ваш тип отношения к окружающим. Психологический тест.

Ниже представлены характеристики некоего человека. Вам нужно поставить галочку на против тех определений, которые, как Вам кажется, свойственны Вам (если нет полной уверенности, галочку не ставьте). 1. Портит людей чрезмерной добротой. 2. Заботится о других в ущерб себе. 3. Старается утешить каждого. 4. Снисходителен к окружающим. 5. Всех любит. 6. Всегда дружелюбен. 7. Со всеми

Этот тест поможет понять, каковы вы в общении, легко ли с вами вести диалог и как вы при этом относитесь к своему собеседнику. Выберите один из предложенных вариантов ответа. 1. Способны ли вы пойти на компромисс? а) никогда; б) да; в) все зависит от ситуации. 2. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

Правильное воспитание ребенка от 3 до 7 лет через игру. Психология игр с ребенком.

Что такое правильное воспитание? Правильное воспитание это не указания ребенку, что он должен делать, а чего не должен, это не наказание! Правильное воспитание это помощь родителя своему ребенку развиться, узнать что-то новое и получить поддержку от него. Самое главное, что необходимо знать родителю о воспитании своего ребенке, это то, что ведущей деятельностью в этом возрасте

Как познакомиться с девушкой или парнем? Как преодолеть страх знакомства с девушкой или парнем? Советы психолога.

Мы часто не решаемся даже близко подойти к заинтересовавшему их человеку, испытываем страх перед знакомством, не то что заговорить с ним. А если мы и заговорим, то кроме неловкости никаких иных чувств не испытаем и потом будем клеймить себя разными нелитературными выражениями. Потому что смотрели не так, потому что сказали что-то не так. Доходит даже

Как преодолеть неуверенность? Трудности в общении и как их преодолеть?

Не трудно догадаться, что люди, которые добились успеха, а это, как правило, политики, актеры, бизнесмены – длительное время были « не на коне » и испытывали трудности в общении. Они занимались не любимым делом, страдали от неуверенности в себе. Но как видно из заголовков газет, у них сейчас все просто отлично. И скажу вам прямо,

Гармония и справедливость в отношениях мужчины и женщины.

Любовь не может претендовать на абсолютную власть. Она зависит от многих критериев: норм; масштабов цен­ностей, которые осознаются! Любовь как эмоцио­нальное отношение и сексуальная связь находится на одной чаше весов, и чем дольше продолжается эта связь, тем больше накапливается на другой чаше: ожиданий; на­дежд; моделей поведения; оценок: «Я не могу понять, как я могла влюбиться в

Случается, что человек выбирает партнера с такими свойствами характера, которых нет у него самого. «Я по натуре очень спокойная. Я всегда восхищаюсь своим мужем, как он умеет сохранять свое достоинство перед другими, и как все его любят». Чтобы компенсировать недостающие свойства характера, человек выбирает для себя соответствующего партнера. Образно говоря, слепой ищет хромого. Один не

Виды взаимоотношений в паре. Психология взаимоотношений в паре.

Независимо от того, какие события переживает пара в их взаимоотношениях, они ограничиваются тремя возможностями или тремя формами взаимоотношений. Эти формы делятся: 1) Стадия привязанности. Ее основой является поиск партнера, желание быть вместе с другими людьми и стремление к сплоченности группы, например, семьи. Но иногда потребность в привязанности становится у чело­века доминирующим поведением. Она начинает занимать

Источник:
Методы общения
Методы общения
http://vashe-soznanie.ru/metki/metody-obscheniya

Методы общения

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ . (Практические рекомендации для экспертов и руководителей.)

В работе эксперта главную роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его должности. Без знания основных методов психологии общения бывает очень трудно правильно поставить беседу с аттестуемым, найти нужные слова для аргументации, и, наконец, снизить напряженность конфликтной ситуации, если она возникла.

1. Общение различается по видам:

— Опосредованное общение — предполагает не полный психологический контакт — по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

— Непосредственное — общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.Формальное общение — деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт — аттестуемый”,

— Неформальное общение — доверительное, товарищеское, интимное.

— Диалогическое общение — общение между двумя людьми.

— Групповое — общение в группе людей

2. Общение осуществляется разными средствами:

— Вербальное общение (знаковое) — осуществляется с помощью слов.

— Невербальное общение — средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Общение в системе эксперт- аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Невербальные средства общения.

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. “Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план Тем не менее в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)

3 . Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми). Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают,

Рассмотрим основные невербальные средства общения.

1. Проксемика, или дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников. Пороксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Э. Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-50см.) — на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается к весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса — средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) — на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

4 ) Публичная дистанция (400-750см.) — на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего — с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция). У каждого человека есть свое “персональное пространство” — такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

При беседе эксперта с аттестуемым старайтесь не переходить черту персонального пространства, выдерживайте расстояние от 100 до 150 см., и старайтесь не удаляться от собеседника, иначе он будет чувствовать себя в роли “подчиненного” и это может вызвать эмоциональное напряжение в разговоре. Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

— Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

— Стол между собеседниками обычно ассоциируются с властью и различием в положении: “Я хозяин, а ты гость”

— Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Для беседы эксперта с аттестуемым лучше расположить стулья под углом 90 друг к другу. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность, внимание с его стороны. Менее удобно мы чувствуем себя с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Ниже приводятся схемы расположения собеседников при общении.

Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся на большинство людей.

1) Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу, как

правило “открытую”. “Открытая” поза определяется:

— поворотом корпуса и головы к собеседнику;

— не скрещенным положением ног;

— прямым взглядом в лицо

2) Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию и нежелание общаться.

— Руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими.

— Быстрый, резкий наклон или поворот головы, жестикуляция часто указывает на

то, что слушающий хочет высказаться. Под движениями понимают перемещения в пространстве всего тела, а под жестами -движения различных частей тела. Доказано, что основное значение имеют движения головы, плеч и рук. В таблице переведены значения некоторых жестов и поз отражающие эмоциональные состояния. Значения некоторых жестов и поз.

Раскрытие руки ладонями вверх

Расстегнут пиджак (или снимается)

Открытость дружеское расположение _

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Чувство собственной вини или напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)

Кисти рук расслаблены

Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку.

Голова слегка наклонена на бок

Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаза)

Ладонь захватывает подбородок

Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла

Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению

Человек расхаживает по комнате

Обдумывание трудного решения

Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Человек прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к говорящему

Человек старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

Взгляд в сторону от вас

Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем)

Слушающие слегка касаются века, носа

Недоверие к говорящему

При рукопожатии человек держит свою руку сверху

При рукопожатии человек держит свою руку снизу

Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе

Ноги или все тело человека обращены к выходу

Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи

3. Паралингвистические особенности невербального общения .

Речью владеют все, но как она влияет на другого человека, как мы воспринимаем речь, какую информацию мы можем получить о партнере слушая его? Цицерон сказал: “Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить ев мысли не может”. В настоящее время — это одна из проблем человеческого общения. Несовершенно! владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Рассмотрим те Паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

1) Громкость и высота звука.

Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; — когда говорят о личных трудностях;

когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его. Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны — о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает! Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели однако не всегда делают поправку на волнение говорящего . Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация-это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего 1 собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М. Бахтина, “в интонации соприкасается говорящий со слушающим”. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость — мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса. Расхождение — признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Практика делового общения.

Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно охарактеризовать с помощью 4-х компонентов.

Д — дело, во имя которого мы общаемся, причина общения.

Э — эмоциональное состояние партнеров по общению.

Л — личностные особенности собеседников, их интересы, состояния, отношения.

С — смысл беседы, ее конечная цель.

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как собеседники умеют налаживать контакт друг с другом. Общение всегда подразумевает принятие или внутреннее согласие. При всем многообразии форм делового общения, деловая беседа является наиболее распространенной.

Основные этапы деловой беседы.

1. Начало беседы. Установление контакта. Цель этапа: расположит к себе партнера по общению, сныть эмоциональное напряжение.

2. Ориентация в проблеме. Информирование. Цель: определение истинной проблемы общения, используя техники активного слушания.

3. Аргументация и контраргументация. Цель: принятие обоюдного решения, достижения согласия.

4. Завершение беседы. Цель: оставить хорошее впечатление, дать положительные эмоции. Рассмотрим психологические особенности ведения беседы, а также те техники, которые помогают собеседникам добиться оптимального результата в ходе беседы.

1. Позитивная — переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.

2. Адекватная установка — воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Известный психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека — принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”

3. Эмпатия — сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.

У эксперта должно быть минимальное проявление эффекта проецирования на люд собственных качеств. Это обычно вызывает установку на ожидание соответствующего поведения (делай, как я это делаю). Часто это проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого (“Я бы так не поступил”). В начале беседы настройтесь на человека, войдите в его положение, почувствуйте его, используйте для этого и вербальные, и невербальные средства. Вспомните простой и эффективный способ снятия напряжения — комплимент. Комплимент-это любезные слова, лестный отзыв, не противоречащий действительности и соответствующий ожиданиям партнера. Достаточно сказать несколько теплых слов человеку, подчеркнуть его значимость напряжение сразу станет убывать. Шутка, которая вызовет улыбку, также способствует разрядке первоначальной напряженности.

Этап 2. Ориентация в проблеме. Этот этап беседы предполагает активное слушание собеседника и понимание его проблемы. Понять невозможно, не услышав. Сообщение может не дойти до Вас, если Вы сам] “не умеете слушать”, и если Ваш партнер “не умеет излагать свои мысли”. Вспомним некоторые изречения, ставшие “крылатыми”: “Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего” (Восточная мудрость “Бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может” (Цицерон) “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо” (Плутарх). Если Вы желаете повлиять на ситуацию — послушайте, что Вам говорят.

Тот, кто говорит, может сказать нечто ценное для Вас. Слушайте внимательно, добывайте из этого пользу для себя. При этом концентрируйте внимание на таких аспектах: слушайте, чтобы найти ключевые слова; слушайте, чтобы определить узкие места; слушайте, чтобы определить возможность собственного маневра; слушайте, чтобы найти противоречие в рассуждениях собеседника. Подумайте над этим перечнем, попробуйте его расширить и улучшить.

Высказывание, принижающие личность партнера, например: “Глупости ты говоришь”, “Ты видишь это в неправильном свете” и т.д. 2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями. 3. Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого. 4. Перебивание. Попытка развить его идею или сделать вывод не дослушав.

В. Промежуточные техники: 5. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику. 6. Замечание в ходе беседы. Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает” и т.д. 7. Поддакивание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да-да”, “Угу” и

т.п. С. Способствует пониманию партнера (активное слушание): 8. Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: “Как я понял. ”, “Другими словами. ” и т.д.

9. Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания : “Видимо, потому что. ”, “Если исходить из того, что вы сказали, то. ”

10. Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем “Вашими основными идеями, как я понял, является . ”, “Итак. ”Сообщение о переживаемом влияет на ход беседы. А. Не способствует взаимопониманию партнеров: противоречивость

Между собственными высказываниями или поведением и самочувствием, например говорится: “я вас понимаю”, когда нет истинного понимания, формально. В. Способствует взаимопониманию партнеров: Сообщение о восприятии другого партнера. Вы сообщаете партнеру, как вы его воспринимаете в данный момент, например: “Мне кажется, Вас это очень огорчает”, “Вас что-то смущает?” и т.п. Сообщение о собственном самочувствии. Вы сообщаете партнеру, как Вы себя чувствуете в данной ситуации, например: “Я опечален тем, что Вы мне не верите”, “Мне очень обидно это слышать” и т.д. Когда вы хотите сообщить партнеру о вашем эмоциональном состоянии, которое возникло в процессе общения, или связано с каким-либо действиями собеседника, лучше всего использовать технику “Я — послания”.Я — послание. Я — послание — это способ без угроз и оценок дать понять собеседнику, что вы

Предоставление партнеру возможности выговориться.

Вербализация эмоционального состояния: — своего — партнера

Игнорирование эмоционального состояния: — своего — партнера

Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и ДР-)

Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего

Проявление интереса к проблемам партнера

Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера

Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

В случае вашей неправоты — немедленное признание ее

Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее

Предположение конкретного выхода из сложившейся ситуации

Поиск виноватых и обвинение партнера

Обращение к фактам

Переход на “личности”

Спокойный уверенный темп речи

Резкое убыстрение темпа речи

Поддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела

Избегание пространственной близости контакта глаз

6.Техники психологической самообороны . Задача техники психологической самообороны предохранить себя от разрушительных действий аргументации собеседника, нападения и манипуляций помочь самому себе справиться со смятением, эмоциональной бурей в душе. Эти техники позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером. Психологическая самооборона требует: 1. использование четких речевых формул;

Таблица 1. Сравнительная характеристика базовых педагогических парадигм

Естественнонаучная педагогическая (технократическая) парадигма

Гуманитарная педагогическая парадигма

Сциентизм как признание самодостаточности науки в постижении человека

Вера в человека. Опора в его понимании на искусство, религию, культуру в целом, в том числе и на науку

Субъект педагогической деятельности (ученый-педагог, учитель) беспристрастен, сопереживание не обязательно

Субъект педагогической деятельности лично заинтересован, поэтому есть сопереживание, вживание

Активность объекта педагогического воздействия во внимание не принимается (отношения носят субъект-объектный характер)

Предусмотрена активная роль ребенка в его постижении, обучении, воспитании (имеют место субъект-субъектные отношения)

Главный метод познания — индуктивный: единичные факты жизни конкретных людей подводятся под общие законы

Преобладает метод дедукции: единичный факт неповторим и самоценен.

Критерий истины — проверяемость и воспроизводимость результатов

Нет точных критериев, поскольку результат всегда неповторим и нов

В познании действительности преобладает логика

Главная роль в постижении пед. действительности и ребенка отведена чувству, интуиции, основанным на любви и доверии к человеку

Гипотеза в познании пед. реальности носит преимущественно закрытый, завершенный характер

Гипотеза носит открытый, вероятностный характер, так как человек до конца не познаваем, в полной мере не постижим

2. Умение вести отчетную документацию по своей деятельности и представить ее на должном уровне. Рекомендации

Указанные выше формы могут рассматриваться и как методы получения информации об уровне сформированности профессиональной деятельности педагога. В этом случае они заносятся экспертом в аттестационную карту в соответствующую графу. Пункт “Программа, которую реализует педагог”. В данном пункте можно отразить:

Четырехлетняя образовательная программа “Инструментальное музицирование на фортепиано” индивидуального обучения детей 6-14 лет. Утверждена решением педсовета 9 сентября 2002 г. Соответствует требованиям дополнительного образования.

Следует отметить, что в заключении не целесообразно указывать степень авторства программы (модифицированная, адаптированная, авторская и т.д.), т.к. данный показатель носит крайне субъективный характер. Это связано с тем, что в каждом конкретном учреждении разработаны и используются свои подходы к классификации программного обеспечения. В экспертном же заключении можно указать авторство программы педагога, если оно подтверждено соответствующим официальным документом — либо сертификатом, либо дипломом участника Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Также можно отметить, если педагог работает по типовой программе (напечатанной в сборнике Министерства образования или официальных сборниках авторских программ).

Принципиального значения степень авторства программы на экспертное заключение не имеет, поскольку наличие данного показателя не находит отражения в нормативных документах по аттестации.

Пункт “Основные методы и технологии, которые использует педагог” экспертного заключения.

Источник:
Методы общения
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ . (Практические рекомендации для экспертов и руководителей.) В работе эксперта главную роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его
http://sinmun.narod.ru/zayabkahtml.htm

COMMENTS