Межличностное общение

Межличностное общение

Общение людей — универсальный способ их жизнедеятельности, а моральное общение — специфическая форма этой универсальной связи. В нравственном общении проявляются моральные качества личности. Оно представляет собой непосредственную реализацию духовных принципов, идеалов и норм морали. Нравственное общение как необходимая составная часть духовного общения людей является содержанием общественно-исторической практики человека и общества. Нравственное общение — это сфера поступков.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение общения по характеру — непосредственному или опосредованному — позволяет выделить его виды: прямое и косвенное (общение с помощью технических средств — радио, телевидения, почты, интернета).

Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры — те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении нельзя понимать абстрактно — это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим.

Нравственное общение как элемент моральной практики подразделяется на два вида: 1) Собственно сфера моральных отношений, когда нравственные нормы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека (любовь, дружба, ненависть, презрение, доверие, уважение и т. д.).

2) Второй вид нравственного общения характеризует его в том случае, когда оно реализуется не в моральной сфере, а через другие формы общения (социально-экономические, политические, национальные, трудовые, семейные и т. д.).

При этом фиксируются лишь результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Например, возмущение и негодование вкладчиков деятельностью финансовых пирамид, обманувших их лживыми обещаниями высоких прибылей, лишь в конечном итоге связано с моральной оценкой данного факта.

Источник:
Межличностное общение
Межличностное общение
http://abccba.ru/abc63.php

Межличностное общение

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое «Межличностное общение» в других словарях:

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ — общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей. Межличностное общение, как… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

межличностное общение — Аморфная сфера общения, не подлежащая официальному регулированию, характеризующаяся следующими признаками: 1) неофициальностью; 2) спонтанностью; 3) неорганизованностью; 4) нерегулируемостью; 5) нерегламентируемостью. М.о.: 1) между знакомыми… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Межличностное общение — Аморфная сфера общения, не подлежащая официальному регулированию, характеризующаяся следующими признаками: 1) неофициальностью; 2) спонтанностью; 3) неорганизованностью; 4) нерегулируемостью; 5) нерегламентируемостью. М.о.: 1) между… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Межличностное общение : критерии и уровни успешности — Основными психол. критериями успешности О. следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность. Исследование, проведенное В. Н. Куницыной в 1980 1990 х гг., позволило… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Межличностное общение опосредствованное — В межличностном О. (М. о.) происходит не просто обмен информацией, состояниями, идеями, но порождение новой информации, нового общего состояния, новых идей. Это осуществляется на уровнях: экологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях — Во многих совр. исследованиях понятие О. (коммуникация) сближается с социальным взаимодействием. Но при взаимодействии необходима обратная связь в форме ответного действия. Кроме того, взаимодействие предполагает непосредственное присутствие… … Психология общения. Энциклопедический словарь

общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

Общение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общение (значения). Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Общение межличностное: социальный конструкционизм — Социально конструкционистский подход реализует аналитический интерес к социальной реальности в рамках утвердившейся в последние десятилетия коммуникативной парадигмы в социальном знании. С последней связывают сдвиг от логики субстанциализма,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
Межличностное общение
Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю.
http://sociolinguistics.academic.ru/350/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Межличностное общение

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Источник:
Межличностное общение
Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах.
http://psihomed.com/mezhlichnostnoe-obshhenie/

COMMENTS