от невроза можно сойти с ума

От невроза можно сойти с ума

Здравствуйте! Хочу обратиться к вам с такой проблемой. У меня тревожно-фобический невроз, болею около года. Присутствовали такие симптомы, как тревога, панические атаки, дереализация, деперсонализация и так далее. Ходила к психотерапевту, удалось немного поработать над собой, убирать тревожные симптомы. Меня волнует такой вопрос: правда ли, что невроз никогда не переходит в психоз, шизофрению, к примеру? Насколько я знаю, существует неврозоподобная шизофрения, но у неё совсем другой механизм и у пациента полностью отсутствует критика при этом состоянии. И я ещё слышала такое мнение, что невроз — своего рода защита от психозов в будущем. Мой ПТ говорил мне, что если психика пошла по пути невроза, то психоза уже не будет. Верно ли это? Когда у меня деперсонализация, у меня включается самоанализ в стиле «А как я воспринимаю реальность» А нормально ли это?»

Это сообщение изменил Юлианна **** at 7 мая 2014 г., 19:12:11 +06

Юлианна, приветствую! Действительно у неврозов и психоза разные механизмы. Мне сложно по интернету ставить тебе диагноз, но ты вроде бы не описываешь симптомы шизофрении (нарушение мышления и т.п.). Шизофрения вообще очень редкое заболевание, нужно совсем не дружить с реальностью, чтобы настолько сильно из нее уйти. Чаще все же люди более менее дружат с этим миром, принимают его, но парочка внутренних кофликтов мешает чувствовать гармонию внутри, и это разрывает на части. Больше интересно, не твои симптомы, а вторичные положительные следствия этих симптомов, особенно когда это длится уже 1 год. Так что если ты напишешь для чего (в хорошем смысле) тебе этот тревожно-фобический невроз — всем (и мне, и твоему психотерапевту, и твоему мужу) будет сразу понятнее и проще тебя сделать счастливой.

Это сообщение изменил Юлианна **** at 8 мая 2014 г., 23:56:02 +06

От невроза можно сойти с ума

Только фишка в том, что миллионы людей имеют то же искаженное восприятие мира, что и мы с Вами. именно благодаря этой призме восприятия. И все нормально у них в плане вегетатики!

А еще. миллионы невротиков до конца не уверены, что не психотитки они.И проходим мы тесты, слушаем своих докторов. вроде, понимаем или верим, но все же слегка побаиваемся этого самого "а вдруг".

Иногда этого знания (понимания) достаточно, чтобы даже НЕ разбирая "своих тараканов" (не всегда это реально все же или не всегда тараканы так велики числом или размером) с психотерапевтом суметь достичь ремиссии самостоятельно или после курса АД -тут от многих причин зависит успех.

Выброс адреналина вызвал спазм где-то, и запускается процесс вполне реального вегетативного страдания, к примеру. Именно вегетатичные переживания при ПА, к примеру, мы воспринимаем тяжело. Но если научиться снимать спазм хотя бы-то уже пол дела сделано. Это упражнения.

Просто невроз-это сложный клубок реальных физических проявлений и мыслей о чем-то, наших взглядов, черт характера.

И можно ,начиная думать положительно, приучить (или научить) нейроны "летать" туда, куда надо! Выработать правильные пути что ли!

Ваш доктор и учит Вашу психику таким верным упражнениям, таблетки-аналогично.

Я о неврозе, и только!

Или отечественный форум серьезный есть, многие тут знают, но ссылку давать не буду, боюсь Вас запутать-там не только невротики консультируются.

Страх сойти с ума

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним

Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня

На воле, как бы резво я

Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,

И я глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса;

И силен, волен был бы я,

Как вихорь, роющий поля,

Да вот беда: сойди с ума,

И страшен будешь как чума,

Как раз тебя запрут,

Посадят на цепь дурака

И сквозь решетку как зверка

Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой дубров —

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков.

Наверное, тема, обозначенная мною в заглавии, выражает собой один из самых потаенных из тех страхов, с которыми люди обращаются на прием к психотерапевту. Страх сумасшествия невысказанным замирает на губах, в затаенном дыхании, в непроизнесенных, оборванных фразах у людей, мучимых самыми разными проблемными состояниями: от панических атак и депрессии до невроза навязчивых состоянии (или обсессивно-компульсивного расстройства, как он теперь именуется) и последствий злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков.

Разумеется, сразу важно оговориться, что я не веду речь о тех случаях, когда человек в действительности страдает душевной болезнью, находясь в психозе. Там страхи связаны в большей степени именно с самими симптомами — бредом, галлюцинациями.

Но, для нашего брата невротика, который за свою жизнь прочел очень много всевозможной литературы, как беллетристики, так и научной и околонаучной, верна, как ни для кого другого, мудрость Екклесиаста о том, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь«. Сам факт владения информацией о возможности тех или иных психических расстройств, заставляет, зачастую, человека постоянно тревожиться о том, что «Я могу сойти с ума. И это было бы невыносимо».

Неслучайно выделение именно этой мысли, потому что она является ничем иным, как еще одним иррациональным, мешающим жить убеждением, выявленным Альбертом Эллисом у тысяч своих пациентов в своих исследованиях, о которых я часто в своих статьях упоминаю.

Страх сойти с ума является настолько мощным, что сам по себе способен порождать множество разных симптомов. Часто люди, обращающиеся на прием именно ко мне в том числе и потому, что я именно врач-психотерапевт, и имею базовое образование психиатра, хотят, чтобы им поставили точный дифференциальный диагноз. И когда я пациенту с теми же паническими атаками говорю, что в шизофрении ему карьеру не сделать, и с ума он точно не сойдет, это само по себе является для человека огромным облегчением.

Но по-настоящему освободиться помогает зачастую именно осознание. Понимание того или иного поведения, того, что за этим стоит. Это всегда самый интересный и, одновременно, исцеляющий фактор. Так что же стоит за страхом сумасшествия у, в общем-то, глубинно психически здоровых людей?

Если вчитаться в известные стихи Пушкина, приведенные в эпиграфе к этой статье, можно почувствовать кое-что, характерное для страха сумасшествия, как и для любого другого страха вообще. В структуре страха одновременно присуствует бегство от его объекта и притяжение, даже стремление к нему. На первый взгляд, может звучать дико, но очень часто в жизни именно так и оказывается. Мы боимся чего-то, и нас, одновременно, к этому очень сильно тянет. И поэт так чувственно и проникновенно описывает все эти радости мнимого сумасшествия, когда можно резвиться на воле и петь в пламенном бреду. И лишь мрачные мысли об отчуждении обществом его останавливают.

Так в чем же здесь дело в действительности? Если за страхом сойти с ума может скрываться одновременное стремление к этому, то что за этим может стоять? Страх сойти с ума — это страх чего-то абсолютно неведомого, неизвестного человеку. То, чего на самом деле боишься, так это потерять над собой контроль.

Что характерно, люди из второй группы, вспоминавшие ощущение полного контроля над ситуацией, предполагали, что человек пройдет собеседование успешно, т. к. обладает для этого всеми качествами. Люди же из первой группы, думавшие о ситуациях утраты контроля и беспомощности, сразу же начинали апеллировать к плохим приметам и сомневаться в успехе героя.

Ученые пришли к выводу о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого. Отсюда, в частности, берется эта потребность следовать всяческим ритуалам вроде надевания «счастливой» одежды, избегания «неудачных» ситуаций, внимать астрологическим прогнозам и верить всевозможным «гуру», которые «познали» тайную природу жизни.

И неслучайно, наверное, очень часто это страх сойти с ума обостряется у людей, которые в данный момент жизни находятся в ситуациях важного, определяющего их будущее выбора. Когда важно брать на себя ответственность за свою жизнь и то, какой она будет. Ведь, сумасшествие, как и любая другая болезнь, снимает эту ответственность за выбор.

При этом совершенно необязательно, чтобы было какое-то соответствие безумия всем клиническим диагностическим критериям. Человек может быть социально успешным, разумно и логично рассуждать и занимать высокий пост, но ни шагу не мочь сделать в жизни без советов и указаний гадалок.

И, опять-таки, мы вновь возвращаемся к тем иррациональным убеждениям, которые обсуждали до этого. Этот контроль и страх его потери — тоже следствие непрестанных попыток сделать так, чтобы «Мир вокруг меня был честным и справедливым», что «Всегда должен быть идеальный способ рещения проблемы. К нему нужно стремиться, чтобы быть уверенным в себе и держать все под своим контролем», что «Я чувствую себя неудачником, потому что часто не очень хорошо разбираюсь в ситуации и не добиваюсь все время успехов» — все те мешающие жить убеждения, которые мы выводили на поверхность осознания.

Страх сойти с ума, рассмотренный через эту призму, погружение в этот страх — это такая своеобразная капитуляция перед взрослой ответственностью за свою жизнь. За стремление к своей цели, к своей мечте, за созидательные усилия, которые потребуются для следования этому пути. Вместо этого человек продолжает пытаться котролировать то, что можно давно и спокойно уже отпустить. В конечном счете, в любом своем поведении человек пытается обрести счастье и комфорт, и за любым симптомом стоит какая-то позитивная потребность. Другое дело, что зачастую реализуется эта потребность каким-то ошибочным способом. Цитируя Виктора Франкла, замечательного психотерапевта экзистенциального направления: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо».

Как любил говорить один мой преподаватель по психиатрии: «Если Вы чихнули, означает ли это, что Вы больны?»

Страх сойти с ума

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним

Расстаться был не рад:

На воле, как бы резво я

Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

И я глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса;

И силен, волен был бы я,

Как вихорь, роющий поля,

И страшен будешь как чума,

Как раз тебя запрут,

Посадят на цепь дурака

И сквозь решетку как зверка

Дразнить тебя придут.

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой дубров —

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков.

Наверное, тема, обозначенная мною в заглавии, выражает собой один из самых потаенных из тех страхов, с которыми люди обращаются на прием к психотерапевту. Страх сумасшествия невысказанным замирает на губах, в затаенном дыхании, в непроизнесенных, оборванных фразах у людей, мучимых самыми разными проблемными состояниями: от панических атак и депрессии до невроза навязчивых состоянии (или обсессивно-компульсивного расстройства, как он теперь именуется) и последствий злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков.

Разумеется, сразу важно оговориться, что я не веду речь о тех случаях, когда человек в действительности страдает душевной болезнью, находясь в психозе. Там страхи связаны в большей степени именно с самими симптомами — бредом, галлюцинациями.

Но, для нашего брата невротика, который за свою жизнь прочел очень много всевозможной литературы, как беллетристики, так и научной и околонаучной, верна, как ни для кого другого, мудрость Екклесиаста о том, что "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Сам факт владения информацией о возможности тех или иных психических расстройств, заставляет, зачастую, человека постоянно тревожиться о том, что "Я могу сойти с ума. И это было бы невыносимо".

Неслучайно выделение именно этой мысли, потому что она является ничем иным, как еще одним иррациональным, мешающим жить убеждением, выявленным Альбертом Эллисом у тысяч своих пациентов в своих исследованиях, о которых я часто в своих статьях упоминаю.

Страх сойти с ума является настолько мощным, что сам по себе способен порождать множество разных симптомов. Часто люди, обращающиеся на прием именно ко мне в том числе и потому, что я именно врач-психотерапевт, и имею базовое образование психиатра, хотят, чтобы им поставили точный дифференциальный диагноз. И когда я пациенту с теми же паническими атаками говорю, что в шизофрении ему карьеру не сделать, и с ума он точно не сойдет, это само по себе является для человека огромным облегчением.

Но по-настоящему освободиться помогает зачастую именно осознание. Понимание того или иного поведения, того, что за этим стоит. Это всегда самый интересный и, одновременно, исцеляющий фактор. Так что же стоит за страхом сумасшествия у, в общем-то, глубинно психически здоровых людей?

Если вчитаться в известные стихи Пушкина, приведенные в эпиграфе к этой статье, можно почувствовать кое-что, характерное для страха сумасшествия, как и для любого другого страха вообще. В структуре страха одновременно присуствует бегство от его объекта и притяжение, даже стремление к нему. На первый взгляд, может звучать дико, но очень часто в жизни именно так и оказывается. Мы боимся чего-то, и нас, одновременно, к этому очень сильно тянет. И поэт так чувственно и проникновенно описывает все эти радости мнимого сумасшествия, когда можно резвиться на воле и петь в пламенном бреду. И лишь мрачные мысли об отчуждении обществом его останавливают.

Так в чем же здесь дело в действительности? Если за страхом сойти с ума может скрываться одновременное стремление к этому, то что за этим может стоять? Страх сойти с ума — это страх чего-то абсолютно неведомого, неизвестного человеку. То, чего на самом деле боишься, так это потерять над собой контроль.

Что характерно, люди из второй группы, вспоминавшие ощущение полного контроля над ситуацией, предполагали, что человек пройдет собеседование успешно, т. к. обладает для этого всеми качествами. Люди же из первой группы, думавшие о ситуациях утраты контроля и беспомощности, сразу же начинали апеллировать к плохим приметам и сомневаться в успехе героя.

Ученые пришли к выводу о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого. Отсюда, в частности, берется эта потребность следовать всяческим ритуалам вроде надевания "счастливой" одежды, избегания "неудачных" ситуаций, внимать астрологическим прогнозам и верить всевозможным "гуру", которые "познали" тайную природу жизни.

И неслучайно, наверное, очень часто это страх сойти с ума обостряется у людей, которые в данный момент жизни находятся в ситуациях важного, определяющего их будущее выбора. Когда важно брать на себя ответственность за свою жизнь и то, какой она будет. Ведь, сумасшествие, как и любая другая болезнь, снимает эту ответственность за выбор.

При этом совершенно необязательно, чтобы было какое-то соответствие безумия всем клиническим диагностическим критериям. Человек может быть социально успешным, разумно и логично рассуждать и занимать высокий пост, но ни шагу не мочь сделать в жизни без советов и указаний гадалок.

И, опять-таки, мы вновь возвращаемся к тем иррациональным убеждениям, которые обсуждали до этого. Этот контроль и страх его потери — тоже следствие непрестанных попыток сделать так, чтобы "Мир вокруг меня был честным и справедливым", что "Всегда должен быть идеальный способ рещения проблемы. К нему нужно стремиться, чтобы быть уверенным в себе и держать все под своим контролем", что "Я чувствую себя неудачником, потому что часто не очень хорошо разбираюсь в ситуации и не добиваюсь все время успехов" — все те мешающие жить убеждения, которые мы выводили на поверхность осознания.

Страх сойти с ума, рассмотренный через эту призму, погружение в этот страх — это такая своеобразная капитуляция перед взрослой ответственностью за свою жизнь. За стремление к своей цели, к своей мечте, за созидательные усилия, которые потребуются для следования этому пути. Вместо этого человек продолжает пытаться котролировать то, что можно давно и спокойно уже отпустить. В конечном счете, в любом своем поведении человек пытается обрести счастье и комфорт, и за любым симптомом стоит какая-то позитивная потребность. Другое дело, что зачастую реализуется эта потребность каким-то ошибочным способом. Цитируя Виктора Франкла, замечательного психотерапевта экзистенциального направления: "Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо".

Как любил говорить один мой преподаватель по психиатрии: "Если Вы чихнули, означает ли это, что Вы больны?"

Источники:
От невроза можно сойти с ума
Здравствуйте! Хочу обратиться к вам с такой проблемой. У меня тревожно-фобический невроз, болею около года. Присутствовали такие симптомы, как тревога, панические атаки, дереализация, деперсонализация и так далее. Ходила к психотерапевту, удалось немного поработать над собой, убирать тревожные симптомы. Меня волнует такой вопрос: правда ли, что невроз никогда не переходит в психоз, шизофрению, к примеру? Насколько я знаю, существует неврозоподобная шизофрения, но у неё совсем другой механизм и у пациента полностью отсутствует критика при этом состоянии. И я ещё слышала такое мнение, что невроз — своего рода защита от психозов в будущем. Мой ПТ говорил мне, что если психика пошла по пути невроза, то психоза уже не будет. Верно ли это? Когда у меня деперсонализация, у меня включается самоанализ в стиле "А как я воспринимаю реальность" А нормально ли это?" Социальная сеть для тех, кто жаждет самопознания, развития и радости в жизни!
http://www.psychoklassniki.com/forums/topic/146
От невроза можно сойти с ума
Только фишка в том, что миллионы людей имеют то же искаженное восприятие мира, что и мы с Вами. именно благодаря этой призме восприятия. И все нормально у них в плане вегетатики! А
http://pan-at.com/phpbb/thread.php?threadid=22802&sid=1435fb715763d3059a1c7c3ab74e1946
Страх сойти с ума
депрессия, дети, зажатость, избавление, комплексы, Краснодар, лечение, любовь, не могу забыть, не могу расстаться, невроз, Новороссийск, освобождение, отношения, помочь себе, помощь, проблемы, психолог, психотерапевт, психотерапия, развод, разрыв, расставание, решения, родители, страхи, трудности, убеждения, фобии, панические атаки, паника, невроз лечение, депрессия симптомы, психотерапевт в Краснодаре, психотерапевт Краснодар, панические атаки лечение, психолог в Краснодаре, психотерапевт психолог, психолог Краснодар, психолог в Краснодаре, лечение депрессии
http://eremeev.org/page/strah-sojti-s-uma
Страх сойти с ума
Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад: На воле, как бы резво я
http://www.b17.ru/article/2319/

COMMENTS