Половое развитие мальчиков

Половое развитие мальчика

Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков — в 13 лет. Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков — и дольше. Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются, вокруг них вырастают волосы. Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.

Мальчик, так же, как и девочка, может пережить период физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами. Так же, как его голос, то высокий, то низкий, он сам одновременно и мальчик, и мужчина, но уже ни тот, ни другой.

Здесь стоит поговорить о трудностях взаимоотношений между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания. В одном классе учатся школьники одного возраста, но девочки практически на два года старше мальчиков того же возраста.

Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется ходить на танцы и принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок.

Мальчик, чье половое созревание задерживается, который все еще меньше других по росту, в то время как его товарищи вырастают в мужчин, еще больше нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании девочка. Рост, телосложение и сила играют огромную роль в глазах детей этого возраста. Но в некоторых семьях вместо того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24-27 см, родители ведут мальчика к врачу, умоляя провести курс специального лечения. Это еще больше убеждает подростка, что с ним действительно не все в порядке. Разумнее и безопаснее позволить нормальному мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врожденным природным«планом».

Не последнее место занимают среди хронической патологии подростков нарушения репродуктивной сферы, как собственно репродуктивной системы, так и сексуального поведения. Большинство из них уходят своими корнями в раннее детство, в те самые годы, когда мы вовсе не предполагаем у ребенка каких-либо проявлений сексуальности. Поэтому мы поговорим о сексуальном развитии мальчика и о возможных мерах профилактики патологии репродуктивной системы.

Итак, малыша привезли домой. Он еще совсем маленький, и, может быть, напоминает больше живую куклу, нежели человека. Вспомните, какую панику произвел в волчьей стае Маугли: \»Так вот он какой, человечий детеныш: он такой маленький, беззащитный и совсем голый\». Первым делом необходимо убедиться, что у мальчика правильно сформированы наружные половые органы: мочеиспускательный канал проходит по всей длине полового члена и открывается на головке, яички расположены в мошонке, крайняя плоть подвижна и не сжимает головку полового члена, в области промежности нет дополнительных отверстий или щелей. Запомните: любые нарушения анатомии наружных половых органов легче поддаются коррекции в раннем детстве.

Наиболее частой патологией, которая обнаруживается, как правило, еще в родильном доме, является крипторхизм — отсутствие одного или обоих яичек в мошонке. Это легко устранимо в раннем возрасте, но в случае несвоевременного низведения яичка может послужить причиной бесплодия и злокачественной опухоли яичка, поэтому крипторхизм не следует игнорировать.

Другой частой патологией является фимоз — сужение отверстия крайней плоти. Его не всегда надо спешить исправлять немедленно — случается, что отверстие растягивается самостоятельно. Однако, если этого не произошло к 7 годам, операцию откладывать не следует. Нередко врачи рекомендуют совершать обрезание — в пользу этой несложной операции есть немало доводов, но я не стал бы рекомендовать ее всем мальчикам без оглядки. Собственно, все доводы в пользу обрезания сводятся к соблюдению элементарных правил гигиены.

В дальнейшем на первый план выступает психосексуальное развитие ребенка. К полутора годам происходит формирование сенсомоторных схем предметов, целостности восприятия, а позже — развитие представлений, подражание. Ребенка надо всячески поощрять к активности, стимулировать в нем жажду успеха, достижения цели. Даже если это всего лишь желание поднять кирпич — \»Брось эту бяку, не пачкай руки\», — кричит встревоженная мама, — но куда легче отмыть руки, чем найти задачу, простое выполнение которой так хорошо помогает ребенку самоутвердиться, постигая мир. Я вовсе не настаиваю, чтобы каждый ребенок непременно опрокинул на себя чайник, потянувши за скатерть, но оттого, что он разок обожжет палец, право, не будет худо.

В этот же период у мальчика формируется и половое самосознание. Он начинает воспринимать себя как личность, и личность, относящуюся к мужскому полу. Именно в эти годы необходимо тщательно позаботиться, чтобы идентификации, которая во многом опирается на формальные, внешние признаки, ничего не мешало. Мальчика надо одевать в мальчишескую одежду, постоянно подкреплять его представление о его половой принадлежности, покупать ему соответствующие игрушки, одобрительно относиться к его играм со сверстниками и более старшими мальчиками, постоянно напоминать ему, что он вырастет мужчиной.

Нарушение идентификации чревато в будущем нарушением сексуального поведения и самосознания. Это один из главных патогенетических механизмов в развитии расстройств сексуального предпочтения и гомосексуального поведения.

Проверить, сформировано ли у ребенка самосознание, элементарно просто. Покажите малышу его фотографию, желательно, где он запечатлен не в одиночестве, и поочередно указывая на разных людей, спросите его, кто это. Тем же тоном (чтобы ребенок не уловил подсказки) спросите: \»Кто это?\», когда очередь дойдет до него самого. Если ребенок смело утверждает \»Это я!\», значит, у него сформировано самосознание. Дети, у которых самосознание не сформировано, отзываются о себе в третьем лице: \»Это Саша (Вася, Петя, Олег)\». Как правило, возникновение самосознания является своего рода озарением. Это должно осуществиться к четырем годам.

Среди наиболее смущающих родителей поступков детей этого возраста необходимо назвать игры, включающие раздевание, осматривание друг друга, и нескрываемое любопытство к половым органам. Эти игры (\»в доктора\», \»в дом, дочки-матери\») являются необходимым элементом в формировании полового самосознания, и к ним надо относиться спокойно.

В свою очередь, беспокойство должны вызывать попытки мальчика отказаться от мальчишеской одежды, игрушек, предпочтение общения с девочками, или более того, — выбор женской роли в играх. Если же мальчик прямо высказывает желание стать девочкой или надежду, что станет ей в будущем, испытывает недовольство по поводу присутствия у него полового члена и яичек, это непосредственный повод для обращения к психиатру-сексопатологу.

Нередким явлением в последнее время стала ранняя допубертатная мастурбация. Как правило, она является следствием органического поражения головного мозга. Не пытайтесь отучивать, а тем более — наказывать ребенка, покажите его врачу-психиатру или невропатологу! Другим признаком органического поражения головного мозга, который обычно воспринимается взрослыми как следствие плохого воспитания или подражания дурному примеру, является детская агрессия, проявляющаяся в моменты, когда ребенок находится в состоянии дисфории. Это гремучая смесь тоски и злобы, сопровождающаяся желанием бить, ломать, калечить окружающих людей, животных, предметы и, наконец, себя. Ребенка с подобными симптомами необходимо показать психиатру.

Обратите внимание, нет ли у ребенка недержания мочи или кала. В случае, если таковое имеет место, необходимо первым делом показать ребенка врачу-невропатологу.

Большинство родителей уверены, что мальчиков воспитывать проще, чем девочек. Возможно, если относиться к воспитанию формально, это и так, но воспитать мужчину куда труднее, чем вырастить женщину. Женские поведенческие и сексуальные стереотипы куда более, чем мужские, соответствуют исходным биологическим предиспозитам, поэтому развитие девочки представляет собой плавную, последовательную реализацию заранее \»заложенной\» в нее программы, в то время как мальчику постоянно приходится преодолевать \»сопротивление\» окружающей среды, плыть против течения, стремящегося исключить его из процесса размножения. Такова особенность естественного отбора в человеческой популяции, действующего все более не на исконном, биологическом, но на социальном поле.

В дошкольном возрасте постарайтесь выработать у мальчика как можно больше практических навыков, которые будут необходимы ему в повседневной жизни. К поступлению в школу он должен уметь одеться и обуться, самостоятельно сходить в туалет, не забывайте и о его физическом и интеллектуальном развитии. Не пресекайте, но контролируйте его попытки выполнять традиционно мужские виды деятельности: будет только лучше, если он научится обращаться с молотком и перочинным ножом и поможет бабушке донести сумку из магазина.

Многочисленные исследования показали, что половое поведение, навыки коммуникации лучше формируются у детей, посещающих дошкольные учреждения. Разумеется, если есть возможность, стоит предпочесть тот детский сад, где ребенку будет обеспечен качественный надзор и уход. Но не пленяйтесь исключительно обучением английскому языку и плаванию. Куда лучше, если тот же детский сад посещают несколько детей из вашего двора, с которыми мальчик уже установил дружеские и партнерские отношения. Тогда в новом коллективе он быстро адаптируется и будет чувствовать себя уверенно, что очень важно для формирования у него правильных поведенческих стереотипов.

Если ребенок воспитывается дома, необходимо дать ему возможность часто общаться со сверстниками, принимать участие в общих играх, проказах. С 6 — 7 лет мальчики начинают усваивать полоролевые стереотипы поведения, свойственные данной культуре. Не удивляйтесь, если некоторые привычки, которые ваш сын заимствует у сверстников и более старших ребят, вам не очень понравятся. Бороться со сквернословием или привычкой сплевывать на ходу можно только собственным примером (я имею в виду папу). В подростковом возрасте приоритет родителей в сознании ребенка сменяется все более возрастающей ролью подростковой группы, и если вы будете некорректны в своих настойчивых просьбах \»не ругаться, не драться, ходить в воскресную школу и не водиться с Геком\» (М. Твен), вы только спровоцируете у подростка реакцию отторжения.

Всячески поощряйте проявления мужского поведения у ребенка. Этим вы быстрее достигните успехов в воспитании. На всякий отрицательный пример всегда найдутся весьма положительные контраргументы: положим, Холмс курил и баловался кокаином, но масса других, не менее достойных джентльменов, чурались и того и другого (к примеру, славный король Артур и его доблестные рыцари даже не подозревали о существовании табака и коки). Напротив, открыто выражайте свое недоумение по поводу недостойных поступков. Поощряйте занятия спортом, и не забывайте, что мальчик должен уметь постоять за себя и своих друзей.

Необходимо ненавязчиво подтолкнуть ребенка к старому и весьма актуальному вопросу \»кем быть?\». Выбор профессии во многом опирается на личностные характеристики подростка, но вся беда в том, что большинство школьников с трудом представляют себе реальный характер профессиональной деятельности, имея лишь поверхностное представление об избранной профессии. Позаботьтесь, чтобы мальчик получил достаточные представления о традиционно мужских родах деятельности (в соответствии с достатком семьи и его успеваемостью в школе, разумеется).

В предпубертатном возрасте между мальчиками и девочками отношения обостряются сверх всякого предела. Девчонки — \»ябеды, плаксы, зануды, болтушки . \» (продолжите список сами), а мальчишки (которые с точки зрения девчонок \»грязнули, грубияны, драчуны, двоечники . \») — это конечно, настоящие друзья. Ваш сын оторвал бант и полкосы соседской Машеньке, в ответ на то, что она облила его зеленкой? Отлично! Так и должно было случиться.

Приблизительно с 10 — 12 лет у мальчиков появляются первые признаки полового созревания. Сначала начинают увеличиваться в размерах яички, немногим спустя появляются первые волосы на лобке, к 13-14 годам увеличивается в длину половой член, волосы на лобке становятся темными, завитыми, кожа мошонки темнеет.

Следует обращать внимание на сроки начала полового созревания. Если признаки полового созревания идут с опережением (оволосение лобка до 12 лет, подбородка до 15 лет, выраженное сексуальное поведение до 14-15 лет и т.д.) или с отставанием от средневозрастных показателей, мальчика желательно проконсультировать у эндокринолога и сексопатолога. Поводом для визита к эндокринологу является и избыточный вес подростка, который нередко бывает следствием гормональных нарушений.

Часто родители думают, как правильно разъяснить сыну \»откуда берутся дети\». К счастью, сегодня предостаточно самой различной литературы, способной удовлетворить интерес к вопросам, касающимся сексуальности. Одно \»но\»: прежде, чем книга попадет к ребенку, не поленитесь сами ознакомиться с ее содержанием. Гарантией \»доброкачественности\» издания служат, как правило, известное издательство и имя автора, да нередко и само оформление книги: издательству, перебивающемуся разного рода сомнительной литературой, обычно не по силам подготовить и выпустить качественное издание. Стоит \»забыть\» такую книгу на журнальном столике — поверьте, она будет жадно прочитана и возвращена на то же самое место.

В этот период уже возможны нормативные сексуальные контакты, а мастурбация носит иной, чем в ранние годы жизни, характер, являясь нормальным заместительным актом, снимающим у подростка сексуальное возбуждение. К 15 годам у большинства юношей уже присутствуют зрелые сперматозоиды, и соматически мальчик уже фактически зрелый мужчина. Однако этого никак нельзя сказать о его психосексуальной зрелости. Психосексуальные ориентации проходят через платоническую влюбленность (желание духовной близости, чувства единства, нежности), эротику (объятья, ласки, поцелуи) к собственно сексуальной реализации (половой акт). Нарушение этой последовательности чревато трудностями установления партнерских отношений в будущем и препятствовать формированию отношений с противоположным полом не следует.

Относиться к участившимся вечерним прогулкам сына надо с пониманием, но совершенно предоставлять его самому себе не стоит. Идеально быть сыну наставником, а не надсмотрщиком, а иной раз не мешает осведомиться (как бы в шутку) не забыл ли он презервативы. А если вы сомневаетесь в его компании, дайте ему возможность пообщаться с избранницей наедине у вас дома. Для этого заранее известите его о времени начала и окончания спектакля, на который вы собрались в воскресение. А если вы вернулись чуть раньше, не бегите, сломя голову, в его комнату: он уже вырос, \»человечий детеныш\».

Источник:
Половое развитие мальчика
Сайт о детях и медицине, обсуждаются острые вопросы здоровья, развития и воспитания детей. Консультации от квалифицированных врачей, публикации статей.
http://www.detskydoctor.ru/doc/zdorove-vashego-malysha/29polovoe-razvitie-malchika/

Преждевременное половое развитие

  • Истинные формы.
    • У девочек:
      • увеличение молочных желез;
      • оволосение лобка;
      • акне (угри);
      • менструации, носящие регулярный характер. Однако чаще у девочек с истинным преждевременным половым созреванием менструации могут отсутствовать в течение 5-6 лет после появления вторичных половых признаков.
    • У мальчиков:
      • увеличиваются в размерах яички и половой член;
      • появляются акне, повышенное потоотделение, специфический резкий запах пота;
      • половое оволосение;
      • грубеет голос, увеличивается мышечная масса.
  • Ложные формы.
    • У девочек:
      • менструации начинаются одновременно с увеличением молочных желез. Выделения носят беспорядочный характер, могут быть обильными или » мажущими»;
      • изолированное телархе (преждевременное увеличение молочных желез) — единственный вторичный половой признак у девочек до 2-х лет;
      • изолированное адренархе (оволосение лобка у девочек от 3 до 8 лет, не сочетающееся с развитием других признаков полового созревания).
    • У мальчиков:
      • прогрессирования вторичных половых признаков;
      • сохраняется допубертатный (до начала полового созревания) объем яичек.

При всех формах заболевания у детей обоего пола ускоряется рост, достигая 10-15 см в год. Ускорение роста можно отметить за 6-12 месяцев до появления вторичных половых признаков. Также отмечается преждевременное закрытие зон роста в костях и значительное снижение конечного роста.

  • Истинное, или центральное — обусловлено преждевременной активностью гипоталамо-гипофизарной системы (область головного мозга, регулирующая активность желез внутренней секреции). Повышение выработки половых гормонов половыми железами в данном случае — следствие стимуляции внутренних половых желез гонадотропинами (гормоны гипофиза (области головного мозга), регулирующие работу половых желез).
  • Ложное, или периферическое — обусловлено преждевременной выработкой половых гормонов опухолями половых желез или надпочечниками, независимой от выработки гонадотропинов.
  • Гонадотропиннезависимое — преждевременное половое развитие, при котором активация деятельности половых желез обусловлена генетическими нарушениями.

В зависимости от степени проявления преждевременного полового развития оно может быть:

  • полным — увеличение молочных желез у девочек, полового члена и яичек у мальчиков, оволосение подмышечных впадин, лобковой области, изменение тембра голоса, формирование фигуры по женскому типу у девочек (увеличение груди, бедер) и по мужскому — у мальчиков (увеличение ширины плечевого пояса, уменьшение отложения жира на ягодицах), ускорение роста;
  • парциальным, или неполным — характеризуется изолированным развитием оволосения в подмышечных и лонной областях (преждевременное пубархе) и изолированным увеличением молочных желез (преждевременное телархе).
  • Причины истинного преждевременного полового созревания.
    • Опухоли центральной нервной системы.
    • Неопухолевое поражение головного мозга (например, родовая травма, менингит (воспаление мозговых оболочек)).
    • Врожденные синдромы:
      • нейрофиброматоз 1-го типа (наследственное заболевание, предрасполагающее к возникновению опухолей нервной системы);
      • синдром Рассела-Сильвера (синдром, сопровождаемый умеренной продукций гонадотропинов (гормонов, регулирующий работу половых желез) с раннего детства);
      • синдром ВанВайк-Грумбаха (развивается у детей с первичным гипотиреозом (сниженным уровнем гормонов щитовидной железы)).
    • Истинное преждевременное половое созревание при длительном воздействии половых гормонов.
    • Идиопатическое (точная причина преждевременного полового созревания не установлена).
  • Ложное преждевременное половое созревание.
    • У мальчиков:
      • опухоли яичек (лейдигомы);
      • опухоли надпочечников (андростеромы);
      • врожденная дисфункция коры надпочечников (изменения в организме, которые развиваются при избыточной продукции андрогенов (мужских половых гормонов) или эстрогенов (женских половых гормонов) корой надпочечников).
    • У девочек:
      • опухоли яичников;
      • опухоли надпочечников;
      • кисты яичников.
  • Гонадотропиннезависимые формы:
    • синдром Мак-Кьюна-Олбрайта-Брайцева (преждевременное половое созревание возникает в результате врожденной мутации гена, что вызывает неуправляемую активацию выработки эстрогенов (увеличивает выработку женских половых гормонов));
    • тестотоксикоз (активация функции яичек без участия гонадотропинов (гормонов, регулирующих работу половых желез)).

Врач педиатр поможет при лечении заболевания

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания, общий осмотр.
    • Раннее начало полового созревания (8-9 лет):
      • увеличение молочных желез у девочек;
      • менструации;
      • увеличение в размерах яичек и полового члена;
      • половое оволосение;
      • грубеет голос, увеличивается мышечная масса;
      • акне (угри);
      • ускорение роста до 10-15 см в год.
    • Сопоставление степени физического и полового созревания по Таннеру (шкала, описывающая половое созревание детей, подростков. Стадии Таннера основаны на наблюдении изменений внешних первичных и вторичных половых признаков: изменения размеров груди, мужских и женских половых органов, развития волос на лобке) с возрастными нормативами.
  • Лабораторные и инструментальные методы исследования.
    • Определение уровня фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов (гормоны, необходимые для нормальной репродуктивной функции).
    • Определение уровней пролактина, тиреотропного гормона (гормоны гипофиза).
    • Определение уровней эстрадиола (женский половой гормон), тестостерона (мужской половой гормон), кортизола (гормон надпочечников), 17-ОН-прогестерона (промежуточный продукт синтеза кортизола), дегидроэпиандростерона-сульфата (гормон надпочечников), свободного тироксина и трийодтиронина.
    • Проведение проб, стимулирующих и подавляющих продукцию стероидных гормонов:
      • проба с синтетическим аналогом гонадотропин-рилизинг-гормона (гормон, регулирующий синтез фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов);
      • малая проба с глюкокортикоидами проводится у девочек с преждевременным пубархе (оволосение лобковой области) при выявлении повышенного содержания 17-ОН-прогестерона и/или дегидроэпиандростерона-сульфата и тестостерона в крови. В норме происходит снижение уровня 17-ОН-прогестерона, дегидроэпиандростерона-сульфата и тестостеронана 50% и более. Отсутствие динамики концентрации гормонов позволяет предположить наличие андроген-продуцирующей опухоли.
    • УЗИ внутренних половых органов с оценкой степени зрелости матки и яичников у девочек.
    • УЗИ молочных желез, щитовидной железы и надпочечников.
    • Рентгенография кисти и лучезапястного сустава с определением биологического возраста ребенка.
    • Электроэнцефалографическое и эхоэнцефалографическое исследование с выявлением неспецифических изменений (появление патологического ритма, повышение судорожной готовности), наиболее часто сопровождающих преждевременное половое созревание на фоне нарушений центральной нервной системы.
    • Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга в целях исключения объемных образований головного мозга.
    • КТ, МРТ надпочечников для исключения объемных образований.
    • Молекулярное генетическое обследование в целях выявления генетических мутаций.
  • Возможна также консультация эндокринолога, гинеколога (для девочек), уролога (для мальчиков).
  • Гонадотропинзависимое преждевременное половое созревание:
    • длительно действующие аналоги гонадотропин-рилизинг-гормона (гормон, регулирующий работу репродуктивной системы);
    • прогестагены применяют для предупреждения маточных кровотечений у девочек.
  • Гонадотропиннезависимое преждевременное половое созревание (изосексуальное), преждевременное изолированное телархе (увеличение молочных желез). Показано ежегодное наблюдение и временное воздержание от прививок у девочек с преждевременным телархе, учитывая возможность увеличения молочных желез после их выполнения.
  • Преждевременное пубархе (оволосение области лобка). Проводят профилактические мероприятия, направленные на формирование стереотипа здорового питания и предупреждение прибавки массы тела:
    • сокращение в рационе питания продуктов с высоким содержанием углеводов (сахар, конфеты, варенье) и жиров (масло, жирное мясо, сало);
    • регулярные физические упражнения;
    • соблюдение продолжительности ночного сна не менее 8 часов.
  • Гонадотропиннезависимое преждевременное половое созревание (гетеросексуальное): глюкокортикоиды (гормоны надпочечников).
  • Хирургические методы лечения применяют у детей с преждевременным половым развитием, развивающимся на фоне гормонально-активных опухолей надпочечников, яичников, а также объемных образований головного мозга (проводят удаление новообразований).

Эндокринология – Дедов И.И, Мельниченко Г. А, Фадеев В.Ф., 2007)
Диагностика болезней внутренних органов.: Т. 2. Диагностика ревматических и системных болезней СТ. Диагностика эндокринных заболеваний. Окороков А. Н.
Педиатрия: национальное руководство / Под ред. А.А. Баранова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 2048 с.

Источник:
Преждевременное половое развитие
Преждевременное половое развитие – это появление вторичных половых признаков у девочек до 8 лет, у мальчиков до 9 лет.
http://lookmedbook.ru/disease/prezhdevremennoe-polovoe-razvitie

COMMENTS