Происхождение брака и семьи

Происхождение брака и семьи

«Семья», – говорит Морган, – «активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась».

«И точно так же, – прибавляет Маркс, – обстоит дело с политическими, юридическими, религиозными, философскими системами вообще».[9] В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки. Но с такой же достоверностью, с какой Кювье по найденной около Парижа сумчатой кости скелета животного мог заключить, что этот скелет принадлежал сумчатому животному и что там когда-то жили вымершие сумчатые животные, – с такой же достоверностью можем мы по исторически дошедшей до нас системе родства заключить, что существовала соответствующая ей вымершая форма семьи.

«Впрочем, у млекопитающих животных совсем нет строгого соответствия между степенью умственного развития и формой полового общения».

А Эспинас («О сообществах животных», 1877) прямо говорит:

«Стадо – это высшая социальная группа, которую мы можем наблюдать у животных. Она составляется, по-видимому, из семей, но уже с самого начала семья и стадо находятся в антагонизме, между их развитием существует обратная зависимость».

Как уже видно из сказанного выше, о семейных и других совместно живущих группах человекообразных обезьян мы почти ничего определенного не знаем; имеющиеся сведения прямо противоречат друг другу. Это и неудивительно. Как противоречивы и как сильно нуждаются в критической проверке и отсеве даже сведения, которые мы имеем о диких человеческих племенах! А сообщества обезьян еще гораздо труднее наблюдать, чем сообщества людей. Пока, следовательно, мы должны отвергнуть всякие заключения, сделанные на основании таких абсолютно ненадежных сообщений.

Напротив, приведенное выше положение Эспинаса дает нам более прочную точку опоры. Стадо и семья у высших животных не дополняют одно другое, а противоположны друг другу. Эспинас очень хорошо показывает, как ревность самцов в период течки ослабляет сплоченность стада или временно разрушает ее.

Происхождение брака и семьи

1. Понятия «семья», «брак» в современной науке и праве.

2. Происхождение брака и семьи.

1) Антокольская, М. В. Семейное право: Учебник / М. В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2001.

2) Гаранина, Е. Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплёва, С. Ф. Карабанова. –М.: Флинта: МПСИ, 2009.

3) Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005.

4) Зритнева, Е. И. Семьеведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Соц. работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. –М.: ВЛАДОС, 2006.

5) Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога / Б. В. Ничипоров. – М.: Школа-Пресс, 1994.

6) Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2012.

7) Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. –М.: Юрайт, 2012.

8) Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. –М.: ИНФРА-М, 2005.

9) Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. – М.: Мысль, 1979.

10) Хрестоматия. Семья: история и современность: Учебное пособие / Сост., коммент. и вступит. ст. Г. И. Климантовой, доктора политических наук, профессора. – М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2005.

11) Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Определение понятия «семья» в научных работах сейчас настолько раздроблено, что найти истину крайне сложно.

Не заполняет этот пробел и отечественная нормативная база. Определение понятия «семья» отсутствует в российской Конституции, семейном законодательстве. По мнению правоведа М. В. Антокольской, понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что остаётся только признать принципиальную невозможность законодательного определения семьи и круга семейных отношений. Вместе с тем в законе Тульской области «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области» (2002) содержится следующая дефиниция: «Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью».

Госкомстат России на основе рекомендаций ООН применяет при переписи населения следующее определение: «Семья – это группа совместно проживающих лиц, объединённых родством и общим бюджетом».

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом А. Г. Харчевым.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Исходя из этого, по определению известного российского социолога А. И. Антонова, семья – основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

По мнению этого учёного, лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт отсутствия одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями либо не ставшими ещё семьями. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьёй является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.

В Большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко (СПб., 2006) термины «семья», «семейная психология» вообще отсутствуют.

По мнению российского психолога Л. Б. Шнейдер, семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства. Семью можно рассматривать как систему, в том числе, систему отношений, как малую группу.

По определению В. В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своём строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать её как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представления о семье всё более отходят от безусловно признанных функций, заданных обществом, и всё более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих её личностей.

Исходя из этого, в определении семьи, по мнению Л. Б. Шнейдер, можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах её жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

Существует тесная связь между понятиями «семья» и «брак». А. Г. Харчев определяет брак как «исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности». В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Так, в разных обществах устанавливается определённый возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения и т.д.

Семейный кодекс Российской Федерации придает юридическое значение только зарегистрированному браку; незарегистрированный брак не порождает правовых последствий. Брак, заключённый по религиозному обряду, или в соответствии с обычаями той или иной народности, также не имеет правового значения. Заключение брака по религиозному обряду возможно как до, так и после государственной регистрации брака.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

На протяжении многих веков лучшие умы человечества занимали проблемы возникновения и развития брака и семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности. Тем не менее эти проблемы не являются и сегодня досконально изученными: в них остаётся много спорных вопросов.

Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение.

Считается, что половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступал мужчина с любой женщиной этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с многими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками, в результате чего стал формироваться род.

Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений – экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привёл к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранились и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII – IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И. В. Бестужев-Лада), где учились трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Позже, в XVIII в. и к середине XIX в., в России начала преобладать индивидуальная патриархальная семья из двух-трёх поколений родственников по прямой линии.

Со временем резкие социальные перемены привели к упадку патриархальной российской семьи. Кстати, ещё в конце 20-х годов прошлого века в Московской области на одну женщину приходилось семь детей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление единобрачия не следует объяснять лишь достижениями человечества социально-экономического характера. В этом процессе своё достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака.

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщины, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

семинарского занятия по теме: «Происхождение семьи и брака» (4 ч)

1. Утверждение исторического взгляда на семью и брак.

2. Характеристика различных подходов к происхождению семейно-брачных отношений.

3. Характеристика систем брачных отношений и версий исторически начальной формы брака.

4. Духовные традиции русской семьи.

1) Антокольская, М. В. Семейное право / М. В. Антокольская. –М.: Юристъ, 2001. – С. 46-52, 103-108.

2) Арсеньев, Н. Духовные традиции русской семьи / Н. Арсеньев // Воспитание школьников. – 1998. – № 3. – С. 31–34. – № 4. – С. 43–47.

3) Гаранина, Е. Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплёва, С. Ф. Карабанова. –М.: Флинта: МПСИ, 2009.

4) Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005.

5) Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога / Б. В. Ничипоров. – М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 103-135.

6) Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. –М.: Юрайт, 2012.

7) Хрестоматия. Семья: история и современность: Учебное пособие / Сост., коммент. и вступит. ст. Г. И. Климантовой, доктора политических наук, профессора. – М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2005.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 2-3 библиографические карточки по рекомендуемой литературе к данной теме, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

3. Составьте сравнительную таблицу 2-3 определений понятия «семья», используя указанные источники:

Происхождение брака и семьи

Книга: Семёнов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. — М. : Мысль, 1974. — 309 с.

Аннотация: В книге видного специалиста в области истории первобытного общества Ю.И. Семёнова предпринята попытка исходя из достижений современной (на момент издания) науки нарисовать конкретную картину возникновения и развития брака и семьи. Приведён богатейший и в то же время малоизвестный материал по истории семейно-брачных отношений, родственных связей и систем родства.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт Adverbum.org не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через форму связи.

Глава первая. От античных мыслителей до Моргана: у истоков проблемы

Глава вторая. Как Морган создал свою схему эволюции брака и семьи

Глава третья. Схема Моргана и данные современной науки

Глава четвёртая. С помощью этнографии — в глубь времён

Глава пятая. У самых истоков человечества

Глава шестая. От промискуитета к групповому, дуально-родовому браку

Глава седьмая. Групповой брак

Глава восьмая. Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи

Глава девятая. Возникновение и эволюция моногамного брака и моногамной семьи

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

Исследовать институт семьи — его прошлое, настоящее и будущее.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

1.1. Исторические формы брака

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. Современная реконструкция картины брачных отношений древнего человека не является абсолютно достоверной и в большинстве случаев остается лишь научной гипотезой.

Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов – пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределения пищи был непосредственно связан с ее потреблением – равный доступ к пище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которое отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчинило пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование выработали инстинктивную солидарность.

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет – это одна из самых ранних форм организации.

Стабильность и постоянство человеческого стада способствовали созданию условий сохранности потомства в любое время года. Постепенно праматерь человеческая утратила сезонность размножения. Отсутствие сезонности, постоянство сексуальных связей привели к повышению энергетического потенциала человечества как основы общественных форм существования.

От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме родовой. При родовом строе производственные и детопроизводственные отношения исключали друг друга.

Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. Этнографический материал подтверждает, что брачные группы были связаны ритуальными встречами в определенных, освещенных обычаем местах. Скорее всего, эти встречи могли иметь форму оргаистических праздников, сопровождавшихся ритуальными играми и плясками.

При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови.

С переходом человечества к родовому строю темп исторического развития резко увеличился, что прежде всего выразилось в интенсивном развитии производительных сил.

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.

Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации стали противостоять друг другу родовые и семейные интересы. Победа семейных отношений привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых порах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этнографические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчина мог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одновременно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов земли древние сказания возвеличивают, всесильных матерей – владычиц земельных кладовых (Xoзяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь – результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви – индивидуальность этого чувства, Любовь – индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

— по детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

— по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

— по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

— по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

— по семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

— по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

— по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

— по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

— по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

— по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

— по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

— по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

— по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

— по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

— по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнил условия контракта – волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте – высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.

Источники:
Происхождение брака и семьи
Читать книгу онлайн "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА" — Энгельс Фридрих — бесплатно, без регистрации.
https://www.litmir.me/br/%3Fb%3D112507%26p%3D7
Происхождение брака и семьи
1. Понятия «семья», «брак» в современной науке и праве. 2. Происхождение брака и семьи. 1) Антокольская, М. В. Семейное право: Учебник / М. В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2001. 2) Гаранина,
https://studfiles.net/preview/2378224/page:3/
Происхождение брака и семьи
В книге видного специалиста в области истории первобытного общества Ю.И. Семёнова предпринята попытка нарисовать конкретную картину возникновения и развития брака и семьи
http://adverbum.org/ru/semjonov%2Dproishozhdenije%2Dbraka
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
Исследовать институт семьи — его прошлое, настоящее и будущее. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ 1.1. Исторические формы брака История семьи уходит в далекую древность, она тесно
https://lektsii.org/9%2D82050.html

COMMENTS