Психологические проблемы в семье

Психологические проблемы

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

С.П. Чижов, опираясь на данные психологических исследований, проведенных в семьях, имеющих детей – инвалидов, выделяет 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. Логично предположить, что наиболее оптимальным из существующих вариантов является третий подход, поэтому для достижения желаемого результата в своей работе социальный работник должен опираться на позиции именно третьего типа семьи.

Наличие ребенка-инвалида, с точки зрения Ф.И. Кевля, отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Такое положение вещей видится вполне закономерным, так как далеко не все дети, в силу своего возраста, в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Общеизвестно, что медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное — научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Авторы сборника методических рекомендаций «Практика комплексной реабилитации инвалидов» считают, что на сегодняшний день не существует достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Продолжая данную мысль, отметим, что вся современная практика реабилитации, как и социальная работа в целом ориентирована на ребенка в большей степени и почти не учитывает особенности семей, в то время как участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. В.Г. Сухих пишет, что чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3%, диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Анализируя вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что нерешенными по-прежнему остаются многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психологосоциальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; существуют сложности в получении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов; значительной проблемой является отсутствие массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке

Психологические проблемы приемной семьи Текст научной статьи по специальности — Психология

Психологические проблемы приемной семьи Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Осипова Анна Александровна

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Осипова Анна Александровна,

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы приемной семьи»

?пой А. Относительно результатов группы Б можно говорить о нарушенных детско-родительских отношениях. Следует указать, что подростки группы Б осознают свое несоответствие требованиям родителей, их ожиданиям от своего ребенка, о чем говорит максимальная удаленность образа «Я — идеальный в глазах родителей» от образа «Я». Подростки же группы А не склонны к анализу своего поведения, к самокритике, рефлексии, считают, что их поведение, личностные качества полностью соответствуют образу «Я — идеальный в глазах родителей», т. е. отраженное самоотношение не анализируется. В оценке данных перцептивных образов выявлены статистически значимые различия среди подростков группы А и группы Б (р=0,000).

Таким образом, представление подростка о себе тесно связано с его личностными особенностями: с эмоциональным отношением к себе и к другим, с адаптивностью, с эмоциональным комфортом или дискомфортом, с внутренним контролем и направленностью личности. Обнаруженные осо-

бенности указывают на то, что для подростков, которые употребляют алкоголь, характерно отсутствие целостности и интегрированности «Я-концепции». Для подростков группы А в большей степени, чем для подростков группы Б, характерна поляризация образов, о чем говорит большая удаленность негативно окрашенных образов по сравнению с тем же в группе Б, отсутствие включенности образов в личностную систему представлений о себе.

Анализ результатов позволил сформулировать выводы. 1. Потребление алкоголя в подростковом возрасте, так или иначе, связано с трудностями адаптации.

2. Нарушения психической адаптации в подростковом возрасте, предрасполагающие к систематическому употреблению алкоголя, связаны с формирующимися личностными особенностями подростков.

3. Перспективным направлением дальнейших исследований для обеспечения эффективной психопрофилактики алкоголизма является анализ социальных факторов психогенеза алкоголизации у подростков.

1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256 с.

2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецко-го. Самара: Изд-во «Самарский университет». 2002. 206 с.

1. Lichko A. E. Psihopatii i akcentuatsii haraktera u podrostkov. L.: Meditsina, 1983. 256 s.

2. Preduprezhdenie podrostkovoj i junosheskoj narkomanii / Pod red. S. V. Berezina, K. S. Lisetskogo. Samara: Izd-vo «Samarskij universitet». 2002. 206 s.

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

В проведенном исследовании рассматриваются ключевые психологические проблемы, возникающие в приемной семье, а также специфические особенности приемной семьи по сравнению с традиционной семьей. Основные методы — наблюдение и экспертная оценка. Исследование проводилось в отношении порядка 30 приемных семей. В результате исследования были выявлены ключевые особенности приемной семьи, актуальные проблемы и перспективы развития. Данное исследование затрагивает как психоло-

гические проблемы приемных родителей, связанные с их ожиданиями в отношении приемного ребенка, так и психологические проблемы приемного ребенка в связи с одновременной принадлежностью сразу к двум семьям: к биологической семье и к новой приемной семье. Рассматриваются также особенности формирования приемной семьи в связи с одновременным размещением в ней братьев и сестер, а также возможные риски делинквентного поведения ребенка в связи с психотравмирующим опытом.

Ключевые слова: приемная семья, приемные родители, приемные дети.

Psychological Problems of Foster Families

Keywords: foster family, foster parents, adopted children.

питания (усыновления, опеки, попечительства). Приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме между приемными родителями (которые обозначаются как родители-воспитатели) и органом опеки и попечительства [6]. Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей (в семье может быть до восьми приемных детей). Таким образом, приемная семья считается профессиональной замещающей семьей, а статус приемных родителей приближается к статусу воспитателей.

Без сомнения, институт приемной семьи представляется нужным и социально важным, но в самой природе института приемной семьи имеются некоторые противоречия, которые могут привести и фактически приводят к возникновению психологических проблем в приемной семье. Целью данного исследования является выявление ключевых противоречий, заложенных в самом институте приемной семьи по сравне-

нию с традиционной семьей, противоречий, которые приводят к психологическим проблемам внутри приемной семьи, а также выявляют иные значимые психологические проблемы и конфликты внутри такой семьи. Основные методы исследования — включенное наблюдение и экспертная оценка со стороны лиц, вовлеченных в процесс формирования и сопровождения приемных семей (представители органов опеки и попечительства, педагоги, психологи, представители социальных служб, общественных организаций, медицинские работники). Было исследовано 30 приемных семей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Многие специалисты отмечают [4], что приемная семья как институт является более открытой, чем традиционная семья, хотя бы в том смысле, что в ней незримо присутствует контроль со стороны опеки. Кроме того, дети в приемной семье не утрачивают связь со своей биологической семьей, как это происходит при усыновлении. Однако феномен «скрытого усыновления» способствует «отгораживанию» приемной семьи от иных лиц, которые обладают пра-

вами и обязанностями в отношении приемных детей (органы опеки, члены биологической семьи), способствует восприятию попыток вовлечения их в более широкую социальную структуру как вторжение в их границы. Проблема «скрытого усыновления» — это, безусловно, проблема, корни которой лежат в мотивации приема детей в семью, в ожиданиях удовлетворения потребности материнства и отцовства, но также и в социально-экономических факторах. Такое несоответствие складывающегося у приемных родителей образа семьи, отношений с детьми и фактической ситуации ведет к ряду проблем в воспитании.

Несмотря на формирование родительско-детских отношений внутри приемной семьи, приемный ребенок остается частью прежней семейной системы, он по-

Третьей специфической особенностью приемной семьи, которая также зачастую ведет к формированию психологических проблем внутри такой семьи, является тот факт, что в приемную семью, в которой уже есть приемные дети любого возраста, могут размещаться другие дети, вне зависимости от их биологического возраста и состояния здоровья, личных особенностей. В биологической семье существует «естественный порядок» пополнения семьи: рождающийся младенец будет всегда самым младшим по отношению к старшим сиблингам. В приемной семье возраст вновь прибывших сиб-

На сегодняшний день отсутствует законодательство, обязывающее приемных родителей обращаться за помощью к специалистам в случае наличия у ребенка истории насилия, сексуального насилия. Поэтому ряд приемных семей, даже зная о наличии у ребенка в прошлом эпизодов насилия и сексуального насилия, не склонны обращаться к специалистам, не осознавая того, что такие дети нуждаются в своевременной помощи психолога, психотерапевта, иначе имеется существенный риск делинквентного поведения в период полого созревания ребенка. Так как приемные родители проходят обязательную подготовку, они знают о

С одной стороны, приемная семья действительно является для ребенка «семьей» в том смысле, что в норме между приемными детьми и приемными родителями формируются детско-родительские отношения, отношения привязанности. С другой стороны, приемные родители не обладают в отношении ребенка тем же объемом прав и обязанностей, как в отношении биологического ребенка, и их статус приближен к статусу воспитателей. Приемная семья изначально мыслилась законодателем как профессиональная замещающая семья, однако аспект «профессионализации» оказался «вытесненным» многими приемными родителями, которые фактически развили к детям позицию «скрытых усыновителей». Тем не менее вопрос о профессиональном под-

ходе на практике все же реализуется, и это можно назвать четвертой особенностью приемной семьи. Уже сейчас очевидно, что часть приемных семей в некотором роде обозначила свою «специализацию»: есть семьи, которые берут принципиально только «больших детей» (12-14 лет), есть семьи, где проживают только мальчики (или, наоборот, девочки). Есть семьи, открытые к приему больных детей, например, с органическими поражениями головного мозга, нуждающихся в особом подходе к воспитанию и обучению. В таких семьях, казалось бы, «безнадежные» дети зачастую дают хорошую компенсацию, показывают хорошую динамику развития, которая невозможна была бы для детского учреждения.

к размещению детей на относительно короткий срок (до 6 месяцев). Такие «кризисные» семьи представляются очень перспективными в качестве временного решения проблем для ребенка, в ожидании подбора более долгосрочного варианта размещения.

По всей вероятности, приемная семья как профессиональная замещающая семья нуждается в подготовке не только на стадии принятия решения о приеме ребенка (детей), но также и в продуманной системе сопровождения в ходе воспитания доверенных ей детей. Такая система может и должна включать в себя не только помощь со стороны органов опеки, но также консультации специалистов (медиков, психологов, педагогов). В любом случае, необходима внешняя система поддержки таких семей, чтобы они смогли эффективно справляться с трудностями. О необходимости сопровождения уже много лет говорят специалисты [4], в регионах существуют также разные

В целом по результатам исследования можно говорить о том, что у приемной семьи имеется ряд специфических особенностей, которые могут стать зоной психологических конфликтов. Эти особенности могут быть причиной психологических трудностей как приемных родителей, так и ребенка. Прежде всего, во многих российских приемных семьях присутствует элемент «скрытого усыновления», то есть приемные родители формируют такое психологическое отношение и такие ожидания от приемного ребенка, которые более соответствуют позиции усыновителей. Во-вторых, можно говорить о том, что ребенок в приемной семье находится в двух семейных системах одновременно: в системе новой семьи и в системе своей биологической семьи, связь с которой в силу специфики ин-

Институт приемной семьи в России в настоящее время активно развивается, и внутри приемных семей возникают психологические проблемы, которые пока мало изучены, но нуждаются в своевременном решении и преодолении. В самом институте приемной семьи заложены противоречия, которые могут привести к возникновению целого ряда психологических проблем у приемных родителей, у других детей, проживающих в семье, и у самого приемного ребенка. Такие противоречия необходимо выявлять, изучать и искать подходы к их решению, и это — важная задача для психологов, педагогов и социальных служб.

1. БоулбиДж. Привязанность / Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.

3. Захарова Ж. Воспитание детей в замещающих семьях // Социальная работа. 2005. № 1. С. 35-39.

4. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.

5. Ослон В. Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39-52.

6. ПетроваН. П. Правовой статус приемной семьи // Юридический мир. 2008. № 9. С. 42-45.

7. Положение о приемной семье. Постановление от 17.07.1996 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 4. С. 84-91.

8. ШипицинаЛ. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПУ 2005. 628 с.

1. Boulbi Dz. Privjazannost' / Per. s angl. M.: Gardariki, 2003. 477 s.

2. Boulbi Dz. Sozdanie i razrushenie emotsional'nyh svjazej. M.: Akademicheskij proekt, 2004. 232 s.

3. Zaharova Zh. Vospitanie detej v zameshchajushchih sem'jah // Soc. rabota. 2005. № 1. S. 35-39.

4. Oslon V. N. Zhizneustrojstvo detej-sirot: professional'naja zameshchajuwaja sem'ja. M.: Genezis, 2006. 368 s.

5. Oslon V. N. Psihologicheskoe soprovozhdenie zameshchajushchej professional'noj sem'i // Vopr. psi-hologii. 2001. № 4. S. 39-52.

6. Petrova N. P. Pravovoj status priemnoj sem'i // Jurid. mir. 2008. № 9. S. 42-45.

7. Polozhenie o priemnoj sem'e. Postanovlenie ot 07.17.1996 // Vestn. psihosotsial'noj i korrektsionno-reabilitatsionnoj raboty. 2004. № 4. S. 84-91.

8. Shipitsina L. M. Psihologija detej-sirot: Uchebnoe posobie. SPb: Izd-vo SPU. 2005. 628 s.

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РИТМА СЕРДЦА В ОТДАЛАЕННЫЙ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Цель исследования — выявить факторы психической адаптации пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) в отдаленный послеоперационный период. Методы: беседа; структурированное интервью для оценки эмоционального статуса, опросник для оценки качества жизни БР-36. Результаты: удовлетворенность лечением отмечают 63,3% пациентов. Отношение к проведенному лечению и эмоциональный статус пациентов зависели как от объективной эффективности РЧКА, так и от общей эмоциональной устойчивости, а также от информированности о болезни и лечении. Вывод: факторами риска нарушения психической адаптации пациентов с ФП в отдаленный послеоперационный период являются отсутствие опыта интервенционного лечения по поводу аритмии, наличие рецидивов и других осложнений после вмешательства, а также неадекватные ожидания, недостаточная информированность о лечении и общая эмоциональная нестабильность.

Социально-психологические проблемы молодой семьи

Нестабильность браков стала одной из самых больших проблем в современном мире. Слово развод стало настолько обыденным, что уже не вызывает столько отрицательных реакций окружения как раньше. Жениться, развестись, а потом опять жениться. Это стало привычной схемой брачной статистики. В 2013 году в Казахстане развелось сорок три тысячи семей, что значит, примерно каждый третий брак разрушился. Наименее значимым стало сохранение брака ради общих детей или из-за беспокойства о своем будущем, и еще меньше влияния оказывает мнение социального окружения. Учащаются моменты взаимного непонимания и отчуждения, ограничение личной свободы, ощущение дискомфорта.

Социально-психологические проблемы занимают важное место в структуре трудностей молодых супругов. Эти проблемы в отличии от социально-экономических зачастую остаются неосознанными( 56% молодых семей считают что у них никогда не бывает конфликтов и трудностей, 79% имея трудности, отказываются их признать, 31% сознательно игнорируют имеющиеся проблемы)

Существуют различные классификации социально-психологических проблем молодой семьи. Российский семейный психолог Алешина Ю.Е., структурируя возможные трудности, приводит следующую типологию:

Распределение супружеских ролей и обязанностей

Различные взгляды на семейную жизнь и межличностные отношения

Сексуальная неудовлетворенность, взаимное неумение наладить сексуальные отношения

Сложности во взаимоотношениях супругов с родителями

Отсутствие тепла в отношениях, дефицит доверительности, проблемы общения друг с другом.

Проблемы власти и влияния в супружеских отношениях

Болезнь одного из супругов(психическая или физическая)

М.Стуколова предлагает классификацию семейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются:

ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;

отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и так далее);

наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);

авторитарный, жесткий тип в отношениях, сложившихся в семье в целом;

наличие трудноразделимых материальных проблем;

авторитарное вмешательство родственников в супружеских отношениях;

сексуальная дисгармония в браке и другие.

Первые два года совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, когда формируются индивидуальные стереотипы общения, согласуются ценностные системы и вырабатывается общая мировоззренческая позиция. Происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих.

При этом перед супругами стоят задачи:

формирование структуры семьи

распределение функций (ролей) между мужем и женой

выработка общих семейных ценностей.

Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства ее членов. Распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья.

Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам. Не случайно именно в первое время после заключения брака (или создания пары) молодые люди интенсивно общаются.

Для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери).

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы.

Психологические проблемы семьи, о которых речь шла выше, в своей основе имеют проблему определения структуры внутрисемейной власти. Иначе говоря, при решении вопросов распределения бюджета, устройства жены на работу, выбора места для летнего отдыха и множества других во многих молодых семьях в действительности каждым из супругов решается главная задача – настоять на своем, упрочить свои позиции в семье, обеспечить свое главенство. Любопытно, что это происходит несмотря на то, что на словах большинство молодых жен согласны признать супруга главой семьи.

Очень важная проблема молодой семьи – несовпадение ценностных иерархий у супругов; противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Таким образом, молодая семья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

Источники:
Психологические проблемы
Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет
https://studfiles.net/preview/2898936/page:5/
Психологические проблемы приемной семьи Текст научной статьи по специальности — Психология
В проведенном исследовании рассматриваются ключевые психологические проблемы, возникающие в приемной семье, а также специфические особенности приемной семьи по сравнению с традиционной семьей. Основные методы — наблюдение и экспертная оценка. Исследование проводилось в отношении порядка 30 приемных семей. В результате исследования были выявлены ключевые особенности приемной семьи, актуальные проблемы и перспективы развития. Данное исследование затрагивает как психологические проблемы приемных родителей, связанные с их ожиданиями в отношении приемного ребенка, так и психологические проблемы приемного ребенка в связи с одновременной принадлежностью сразу к двум семьям: к биологической семье и к новой приемной семье. Рассматриваются также особенности формирования приемной семьи в связи с одновременным размещением в ней братьев и сестер, а также возможные риски делинквентного поведения ребенка в связи с психотравмирующим опытом.
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie%2Dproblemy%2Dpriemnoy%2Dsemi
Социально-психологические проблемы молодой семьи
Нестабильность браков стала одной из самых больших проблем в современном мире. Слово развод стало настолько обыденным, что уже не вызывает столько отрицательных реакций окружения как раньше.
https://studfiles.net/preview/3993246/page:3/

COMMENTS