Психология эмоциональных отношений

Психология эмоциональных отношений

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

Тема: «Психология эмоциональных отношений».

1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования

1.1 Актуальные проблемы исследования эмоциональных

1.2 Регулятивная роль эмоциональных отношений ………………..……5

2. Психология симпатий

2.1 Механизм возникновения симпатий…………………………….…….7

3. Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений

3.1 Закономерности стабилизации эмоциональных отношений……. 10

3.2 Закономерности распада эмоциональных отношений………. ……11

Список используемой литературы…………………………………………..….15

Данная работа посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми.

Психологическое исследование этих отношений необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с другими.

Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее междисциплинарного исследования. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных отношений и позволяет предположить, что его психологическое исследование может дать нечто новое по сравнению с философскими, историческими, этнографическими линиями анализа и с анализом в рамках искусства.

Само понятие «эмоция» (лат. emovere – возбуждать, волновать) означает психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. 1

Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. 2

Цель курсовой работы – изучить психологические основы эмоциональных отношений.

Рассмотреть актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений.

Выявить роль эмоциональных отношений.

Охарактеризовать симпатию и эмпатию в психологическом значении.

Провести обзор закономерностей стабилизации и распада эмоциональных отношений.

Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – С. 784

1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования.

1.1 Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений.

Признание актуальности и полезности психологического изучения эмоциональных отношений не снимает сомнений относительно возможности такого изучения. Сомнения вызваны как спецификой самого объекта — неясно, обладает ли он собственными закономерностями и может ли быть вписан в контекст психологического, прежде всего, социально-психологического, знания, так и недостаточным на первый взгляд уровнем развития методического инструментария современной социальной психологии.

Исследования эмоциональных отношений представляют собой весьма актуальную задачу, эмоциональные отношения имеют ряд специфических, доступных анализу закономерностей, возникающие при работе этические трудности могут быть, хотя бы частично, преодолены.

Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А. Н. Леонтьев, классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию у человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию «подчинить чувства холодному рассудку» 3 . В действительности же, по мнению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие» 4

1.2. Регулятивная роль эмоциональных отношений.

Эмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например, достаток и работа 5 .

Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к другу все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов в детерминации таких важнейших институтов, как институты дружбы 6 и семьи 7 .

Регулятивная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их воздействии на функционирование и особенно создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

Но регулятивная роль эмоциональных отношений не может быть понята до конца, если ограничиваться анализом только одной культуры. Необходимы межкультурные сравнения. Оказалось, например, что во многих обществах любовь не включается в число распространенных причин заключения брака, а в некоторых — эмоциональные отношения между будущими супругами считаются даже крайне нежелательными. Имеющиеся данные позволяют связать роль эмоциональных «непрактических» (т. е. не сводимых к прямой экономической или социальной выгоде) факторов с различными аспектами жизни изучавшихся обществ, но прежде всего — со свободой выбора брачного партнера.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. С. 200

5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: Сборник/Под ред. В. А. Ядова. — Л., 1979.

6 Кон И. С. Дружба. — М., 1980.

7 Ханин Ю. Л., Буланова Г. С. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития//Вопр. психологии. — 1981. — № 5.

Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:

? притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

? особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

? эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

? эмоциональный компонент межличностного общения.

Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, особенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, свойства самого субъекта аттракции, культурный контекст и временную детерминанту развития отношений.

Основными координатами межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, валентность (направленность) характера отношений, свободный или вынужденный способ создания семейной пары.

Л. Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтруизмом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаментальное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном общении, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чувства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисемейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаще они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный компонент любви, т. е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.

Психология эмоциональных отношений

Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и со типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и семейной жизни.

Наиболее подробно прояснение закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений выполнено Л. Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных отношений». Анализ эмоциональных отношений играет важную роль в понимании процессов формирования брачной пары, динамики развития супружества и внутрисемейной ситуации в целом, в установлении гармоничных детско-родительских отношений и стилей воспитания.

Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:

? притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

? особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

? эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

? эмоциональный компонент межличностного общения. Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, особенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, стюйстна самого субъекта аттракции, культурный контекст и временную детерминанту развития отношений.

Основными координатами мсждичиостных отношений являются статусно-ролевые различия, валентность (направленность) характера отношений, свободный или вынужденный способ создания семейной пары.

Л. Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтруизмом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаментальное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном общении, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чувства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисемейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаше они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный компонент любви, т. е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику.

Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию оказывают достоинства человека. Л. Я Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

Установлена очень большая заиисимость аттракции от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу. Кроме этого влияет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. Вопрос дискутируется по поводу того, являются ли более привлекательными сходные качества или противоположные. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

Л. Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.

К сожалению, часто «любовь» и «влюбленность» обсуждаются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология, и лишь внешними касаниями говорит искусство. Пожалуй, в мировой литературе есть только один эпизод, в котором по-настоящему уловлена разница, хотя и тут она не осознана как разница влюбленности и любви. Это сцена из «Войны и мира», когда Андрей Болконский признается в любви Наташе Ростовой, получает ответное «да» — и в душе его вдруг разыгрывается мгновенный и загадочный переворот: влюбленность вдруг делается любовью. «Князь Андрей держал ее руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания. был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею».

Об этом же — любви, но намного проще и доступнее, а потому, вероятно, менее заметно, говорят и детские стишки:

Психология эмоциональных отношений

Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и со типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины от­рицательного отношения к себе и семейной жизни.

Наиболее подробно прояснение закономерностей возник­новения, развития, стабилизации и распада эмоциональных от­ношений выполнено Л. Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных отношений». Анализ эмоциональных отношений играет важную роль в понимании процессов формирования брач­ной пары, динамики развития супружества и внутрисемейной ситуации в целом, в установлении гармоничных детско-родительских отношений и стилей воспитания.

Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональ­ных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:

? притяжение в физическом смысле, стимулирующее не­которую тенденцию к объединению;

? особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

? эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

? эмоциональный компонент межличностного общения. Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, осо­бенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, стюйстна самого субъекта аттракции, куль­турный контекст и временную детерминанту развития отноше­ний.

Основными координатами мсждичиостных отношений яв­ляются статусно-ролевые различия, валентность (направлен­ность) характера отношений, свободный или вынужденный спо­соб создания семейной пары.

Л. Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтру­измом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаменталь­ное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном обще­нии, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чув­ства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисемейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаше они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный ком­понент любви, т. е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их ха­рактеристику.

Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию ока­зывают достоинства человека. Л. Я Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает атт­ракцию, такой человек воспринимается как недоступный и не­досягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

Установлена очень большая заиисимость аттракции от са­мораскрытия, доверия партнеров друг к другу. Кроме этого вли­яет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития атт­ракции начинают играть личностные свойства. Вопрос дискути­руется по поводу того, являются ли более привлекательными сходные качества или противоположные. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнитель­ность личностных свойств.

Л. Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интен­сивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факто­ров, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощуще­ния, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при сим­патии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, наруше­ния сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внима­ния.

К сожалению, часто «любовь» и «влюбленность» обсужда­ются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология, и лишь внешними касаниями говорит искусство. Пожалуй, в мировой литературе есть только один эпизод, в котором по-настоящему уловлена разница, хотя и тут она не осознана как разница влюбленности и любви. Это сцена из «Войны и мира», когда Андрей Болконский признается в любви Наташе Росто­вой, получает ответное «да» — и в душе его вдруг разыгрывается мгновенный и загадочный переворот: влюбленность вдруг дела­ется любовью. «Князь Андрей держал ее руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таин­ственной прелести желания. был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею».

Об этом же — любви, но намного проще и доступнее, а потому, вероятно, менее заметно, говорят и детские стишки:

Психология эмоциональных отношений

Ниже приведены наиболее изученные и известные нарушения эмоциональной сферы. Эмоциональные состояния, сочетающиеся с галлюцинациями и бредом, рассматриваются в нашей статье.

I. Нарушения эмоциональной сферы

А. Вследствие нарушений восприятия (иллюзий и галлюцинаций)

Б. Вследствие когнитивных нарушений (бред)

II. Растормаживание эмоций

А. Эмоциональная лабильность

Б. Патологический смех и плач

III. Повышенная раздражительность, агрессивность и гневливость

IV. Апатия и безразличие

А. Синдром Клювера—Бюси

Б. Другие синдромы: абулия, акинетический мутизм, психомоторная астения

V. Нарушения полового поведения

VI. Эндогенные страх, тревога, депрессия и эйфория.

У младенцев и детей эмоции легко вызываются и слабо подавляются. Их контроль достигается постепенно в процессе созревания мозга, обучения и воспитания. «Взросление» можно рассматривать и как способность подавлять свои эмоции. Это не значит, что в процессе созревания мы меньше чувствуем, скорее мы подавляем выражение эмоций. Выражение эмоций у взрослых имеет определенные обществом границы, которые зависят от пола человека и культурных традиций.

При различных повреждениях головного мозга возникает склонность к эмоциональной лабильности. Больной становится плаксивым, громко и долго смеется над не слишком смешными событиями или высказываниями. Сентиментальный фильм, встреча со старыми друзьями, прослушивание национального гимна способны привести к появлению слез на глазах. Ответная реакция более или менее адекватна стимуляции, состояние аффекта сопровождается висцеральными и двигательными составляющими эмоционального переживания. Локализация поражения головного мозга неизвестна, за исключением ситуаций, описанных ниже. Само по себе старение в меньшей степени приводит к ослаблению контроля над эмоциями.

Но это состояние более значительно при диффузных дегенеративных и многоочаговых сосудистых повреждениях головного мозга, при которых, однако, нет прямой корреляции их степени с эмоциональной лабильностью.

При этом состоянии вследствие поражения головного мозга у больного наблюдаются вспышки неудержимого смеха или, что значительно чаще, плача, иногда продолжающиеся до изнеможения. В целом эмоциональная реакция соответствует ситуации, но провоцирующий фактор может быть очень слабым: например, всего лишь упоминание о семье больного или вид врача. У некоторых больных не отмечается явных причин эмоциональных реакций. Характерными чертами насильственного смеха и плача служат стереотипность проявлений и их избыточность (выражение легкой степени удовольствия и огорчения невозможно). Кажется, что все лицевые, бульбарные и дыхательные мышцы, показывающие эмоциональные переживания и иннервируемые двигательными ядрами нижних отделов ствола, освобождаются от контроля головного мозга.

Это состояние нередко является проявлением псевдобульбарного паралича вследствие многоочагового сосудистого поражения, демиелинизирующего (PC) или системного двигательного заболевания (АБС), при которых происходит двустороннее прерывание кортикобульбарных путей. Однако насильственный смех и плач иногда наблюдаются без заметной слабости мускулатуры лица и глотки и наоборот. Этот клинический опыт позволяет предположить, что понтомедуллярные механизмы, участвующие в формировании псевдобульбарного синдрома и насильственного смеха и плача, находятся под контролем двух различных надъядерных систем, которые могут поражаться как сочетанно, так и независимо друг от друга.

Назначение антидепрессантов может уменьшить насильственный плач и смех и другие проявления эмоциональной лабильности.

Оглавление темы «Нарушения эмоций. Нарушения глотания.»:

Источники:
Психология эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее междисциплинарного исследования. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных отношений и позволяет предположить, что его психологическое исследование может дать нечто новое по сравнению с философскими, историческими, этнографическими линиями анализа и с анализом в рамках искусства. , страница 1
https://works.doklad.ru/view/F9odbhd4WW0.html
Психология эмоциональных отношений
Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и со типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного
https://studfiles.net/preview/2416671/page:26/
Психология эмоциональных отношений
Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и со типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины
https://studfiles.net/preview/2062932/page:27/
Психология эмоциональных отношений
Неврология эмоциональных отношений. Эмоциональная лабильность. Патологический смех и плач.
https://medicalplanet.su/neurology/94.html

COMMENTS