Психология семьи литература

Виртуальный клуб Суть времени

Ниже указан переработанный список литературы, который является рекомендательным. Литература "Начального уровня" необходима для овладения минимумом знаний в различных областях науки и культуры. Литература "Продвинутого" и "Экспертного" уровней поможет более глубокому пониманию работ С. Е. Кургиняна и даст основу для более профессиональной работы по направлениям деятельности клуба Скачать библиотеку можно здесь Также Вы можете скачать собрание сочинений С. Е. Кургиняна здесь .

  1. Асмус В. Ф. Античная философия.
  2. Декарт Р. Первоначала философии.
  3. Краткий очерк истории философии. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.
  4. Рассел Б. История западной философии.
  5. Философский словарь.
  1. Косидовский З. Библейские сказания.
  2. Косидовский З. Когда солнце было богом
  3. Косидовский З. Сказания евангелистов.
  4. Рассел Б. Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?
  5. Рассел Б. Почему я не христианин.
  6. Рассел Б. Есть ли Бог?
  1. Блок М. Апология истории.
  2. Тойнби А.Дж. Постижение истории

  • Гаспаров М.Л. Занимательная Греция.
  • Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность
  • Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах.
    1. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков.
    2. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию
    3. Уткин А.И. Вторая мировая война.
    4. Яковлев Н.Н. 1914 год.
    1. Гладилин А.Т. Евангелие от Робеспьера.
    2. Тарле Е.В. Наполеон.
    1. Берн. Э.Л. Игры, в которые играют люди.
    2. Берн. Э.Л. Люди, которые играют в игры.
    3. Грановская Р. М. Психология в примерах.
    4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии
    5. Фромм Э. Иметь или быть.
    1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение.
    2. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма.
    3. Кун Т. Логика и методология науки. Структура научных революций.
    4. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
    5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов
    6. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека

    Политика и политология

    1. Дюверже М. Политические партии.
    2. Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы.
    3. Канетти Э. Масса и власть.
    4. Зиновьев А.А. Катастройка.

    Культурология и антропология

    1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.
    2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.
    3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.
    4. Де Граф Дж., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру.
    1. Аристотель. Метафизика
    2. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского
    3. Кампанелла Т. Город Солнца
    4. Мор Т. Утопия
    5. Ницше Ф. Антихрист
    6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.
    7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра
    8. Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире
    9. Платон. Государство
    10. Платон. Критий.
    11. Платон. Протагор.
    12. Прудон П.Ж. Что такое собственность?
    13. Роттердамский Э. Похвала глупости.
    14. Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права
    15. Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.
    16. Федоров Н. Философия общего дела
    17. Шпенглер О. Закат Европы
    18. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.
    1. Авеста.
    2. Ветхий завет
    3. Древняя Индия. Три великих сказания.
    4. Конфуций. Луньюй
    5. Коран.
    6. Лао-Цзы. Дао Дэ Дзин.
    7. Новый завет.
    8. Тора.
    9. Армстронг К. История бога.
    10. Васильев Л. С. История религий Востока.
    11. Ленин В. И. Социализм и религия.
    12. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций.
    13. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния.
    1. Валлерстайн И. После либерализма
    2. Капица С.П. Парадоксы роста. Законы развития человечества.
    3. Коллингвуд Р.Д. Идея истории.
    4. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории
    5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
    1. Блок М. Феодальное общество.
    2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация.
    3. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта.
    4. Грэй Дж. Г. История древнего Китая.
    5. Ковалев С.И. История Рима.
    6. Ласло Э. Век бифуркации.
    7. Сергеев В.С. История Древней Греции
    8. Черчилль У. Вторая мировая война.
    1. Вернадский Г.В. Русская история.
    2. Карамзин Н.М. История государства российского.
    3. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства
    4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
    5. Тарле Е.В. Крымская война.
    6. Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию.
    7. Уткин А.И. Мировая «холодная война».
    8. Уткин А.И. Первая мировая война.
    9. Уткин А.И. Русско-японская война. В начале всех бед.
    1. Бурлацкий Ф.М. Мао Цзедун.
    2. Левандовский А.П. Дантон.
    3. Левандовский А.П. Кавалер Сен-Жюст.
    4. Логинов В.Т. Неизвестный Ленин.
    5. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции.
    6. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль.
    7. Скрынников Р.Г. Борис Годунов
    8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный.
    9. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.
    10. Уткин А.И. Теодор Рузвельт.
    11. Уткин А.И. Уинстон Черчилль.
    12. Утченко С.Л. Юлий Цезарь.
    1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности.
    2. Аронсон Э. Общественное животное.
    3. Выготский Л.С. Психология искусства.
    4. Лебон Г. Психология народов и масс
    5. Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло).
    6. Лурия А.Р. Язык и сознание.
    7. Московичи С. Век толп.
    8. Пиаже Ж. Психология интеллекта.
    9. Франкл В. Человек в поисках смысла.
    10. Фромм Э. Бегство от свободы.
    1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма
    2. Веблен Т. Теория праздного класса.
    3. Данэм Б. Человек против мифов
    4. Дебор Г. Общество спектакля.
    5. Джилас М. Несовершенное общество.
    6. Зиновьев А.А. Запад.
    7. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека
    8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием

    Политика и политология

    1. Грамши А. Тюремные тетради (избранное)
    2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа
    3. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма.
    4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература
    5. Ленин В.И. Развитие капитализма в России
    6. Ленин В.И. Что делать?
    7. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?
    8. Ленин В.И. Шаг вперёд, два шага назад
    9. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из «третьего мира» — в «первый».
    10. Локк Д. Два трактата о правлении.
    11. Макиавелли Н. Государь.
    12. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта
    13. Ришельё А.-Ж. Политическое завещание. Принципы управления государством

    Культурология и антропология

    1. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе
    2. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация.
    3. Леви-Стросс К. Структурная антропология.
    4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали.
    5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки
    6. Семенов Ю.И. О теории первобытности.
    7. Семенов Ю.И. Общественно-экономические уклады.
    8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека
    9. Тиллих П. Мужество быть
    1. Аристотель. Политика
    2. Бугера В. Сущность человека.
    3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук.
    4. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом.
    5. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
    6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. – М.,1994.
    7. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного
    8. Кант И. Основы метафизики нравственности.
    9. Локк Д. Опыт о человеческом разумении.
    10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.
    11. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
    12. Спиноза Б. Политический трактат.
    13. Философская энциклопедия в 5 томах (издательство «Советская энциклопедия», 1960-1970).
    14. Фуко М., Ницше, Фрейд, Маркс.
    15. Юм Д. Трактат о человеческой природе.
    1. Амбелен Р. Иисус, или Смертельная тайна тамплиеров.
    2. Докинз Р. Бог как иллюзия.
    3. Жирар Р. Козел отпущения.
    4. Жирар Р. Насилие и священное.
    5. Мюллер А. История ислама
    6. Фрейд З. Моисей и монотеизм.
    7. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 1: От каменного века до Элевсинских мистерий.
    8. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства.
    9. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации.
    1. Валлерстайн И. Исторический капитализм.
    2. Гегель Г. В. Ф. Философия истории.
    3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.
    4. Мизес Л. Теория и история.
    5. Ясперс К. Смысл и назначение истории
    1. Бродель Ф. Время мира.
    2. Бродель Ф. Игры обмена.
    3. Бродель Ф. Структуры повседневности
    4. Геродот История
    5. Дройзен И. История эллинизма
    6. Ксенофонт Анабасис
    7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
    8. Ливий Т. История от основания города
    9. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу. Германский натиск
    10. Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна
    11. Осокин Н. История альбигойцев и их времени
    12. Полибий Всеобщая история
    13. Поршнев Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623 — 1648).
    14. Поршнев Б.Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII века.
    15. Светоний Жизнь двенадцати цезарей
    16. Тацит П. История
    17. Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне.
    18. Флавий И. Иудейская война
    19. Хобсбаум Э. Век революции 1789-1848. Том 1.
    20. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991).
    21. Хобсбаум Э. Век Империи 1875-1914. Том 3.
    22. Хобсбаум Э. Век Капитала 1848-1875. Том 2.
    1. Бескровный Л. Северная война 1700-1721 гг.
    2. Дюков А.Р. «Пакт Молотова-Риббентропа» в вопросах и ответах
    3. Дюков А.Р. За что сражались советские люди.
    4. Житорчук Ю. Так кто же виноват в трагедии 1941 года?
    5. Исаев А. Десять мифов Второй мировой
    6. Исаев А. В., Драбкин А. В. 22 июня. Черный день календаря.
    7. Лысков Д.Ю. Сталинские репрессии. Великая ложь XX века.
    8. Лысков Д.Ю. Три революции.
    9. Нарочницкая Н., Фалин В. Партитура Второй Мировой. Кто и когда начал войну?
    10. Скрынников Р.Г. 1612 год.
    11. Скрынников Р.Г. Смутное время. Крушение царства.
    1. Скрынников Р.Г. Иван III
    2. Скрынников Р.Г. Михаил Романов.
    3. Поршнев Б.Ф. Мелье.
    4. Тарле Е.В. Талейран.
    5. Утченко С.Л. Цицерон и его время.
    6. Фромм Э. Адольф Гитлер.
    7. Черкасов П.П. Кардинал Ришелье.
    1. Бандура А. Теория социального научения.
    2. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок.
    3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.
    4. Лурия А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
    5. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.
    6. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.
    7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.
    8. Чалдини Р. Психология влияния.
    9. Эриксон Э. Г. Детство и общество.
    1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности
    2. Бланшо М. Неописуемое сообщество.
    3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.
    4. Бурдье П. Социология политики.
    5. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок.
    6. Мангейм К. Идеология и утопия.
    7. Маркс К. Капитал.
    8. Поланьи К. Великая трансформация.

    Политика и политология

    1. Бакунин М.А. Государственность и анархия
    2. Бакунин М. А. Революционный катехизис
    3. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу.
    4. Вебер М. Политика как призвание и как профессия
    5. Калхун К. Национализм.
    6. Ларин Ю. Частный капитал в СССР.
    7. Робин К. Страх. История политической идеи.
    8. Ферр Г. Антисталинская подлость.
    9. Хевеши М. А. Толпа, массы, политика. Историко-философский очерк.
    10. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г.
    11. Хомский Н. Прибыль на людях
    12. Хопкирк П. Большая игра против России.

    Культурология и антропология

    1. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти.
    2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа
    3. Грейвс Р. Белая богиня
    4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы.
    5. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство
    6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории.
    7. Тахо-Годи А.А.Греческая мифология
    8. Тэрнер В. Символ и ритуал
    9. Фрэзер Дж.Д. Золотая ветвь
    10. Фуко М. Археология знания.
    11. Хейзинга Й. Homo ludens
    12. Элиаде М. Аспекты мифа.

    Разделение на начальный и продвинутый уровень очень приблизительное, связано в основном с объемом, субъективной «сложностью» стиля и известностью произведения. Подбор произведений производился по принципу значимости для понимания современной политики и роли человека во власти. Начальный уровень.

    1. Гоголь Н.В. Ревизор.
    2. Грибоедов А.С. Горе от ума.
    3. Лермонтов М.Ю. Дума.
    4. Некрасов Н.А. Дума.
    5. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо.
    6. Островский А.Н. На всякого мудреца довольно простоты.
    7. Пушкин А.С. Борис Годунов.
    8. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города.
    9. Симонов К.М. Русский вопрос.
    10. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. (Новая библиотека поэта. Большая серия)
    11. Толстой А.К. История государства Российского от Гостомысла до Тимашева.
    12. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы.
    13. Уоррен Р.П. Вся королевская рать.
    14. Шекли Р. Билет на планету Транай.
    15. Шекспир У. Гамлет
    16. Шекспир У. Король Лир.
    17. Шекспир У. Макбет

    (от 0 до 18 лет. Для детей – выделено жирным; для подростков – подчеркнуто; для старшеклассников – не выделено)

    Психология семьи литература

    Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является любое событие. Гром кастрюль на кухне может означать рассерженность мамы).

    1. Одноуровневые (по одному каналу) – например, звук захлопнувшейся двери.
    2. Двухуровневые – звук захлопнувшейся двери, плюс крик в догонку.
    3. Многоуровневые.

    Один уровень всегда является словесным, 2-й – невербальным

    Двух и многоуровневые сообщения делятся на:

    1. Конгруэнтные (совпадающие).
    2. Неконгруэнтные (несовпадающие, расходящиеся).

    Если содержание информации по 2-м каналам совпадает – конгруэнтные.

    Как дела? – улыбка и «всё хорошо» – конгруэнтное сообщение. Если же говорит – «всё хорошо», а голову опускает – не конгруэнтное сообщение.

    Эти взаимодействия (интеракции) часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

    В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной).

    Радость на лице, в голосе и словах, также и печаль – конгруэнтный характер. Когда стереотипы взаимодействия носят конгруэнтный характер, тогда все события в семье являются ясными и понятными, также и эмоции и взаимоотношения. При этом происходит свободный эмоциональный обмен, семья способна вырабатывать здравые решения, в ней царит мир и спокойствие.

    Для проблемной семьи особый интерес представляет анализ патогенных (неконгруэнтных) стереотипов взаимодействия.

    К примеру, подросток приходит домой, говорит что всё хорошо и при этом опускает голову вниз. Это повод к родительской тревоге, фантазиям о том, что случилось, недоверие, желание подтверждения того, что произошло. Нарастает эмоциональное напряжение, возникает семейная проблема. И если она есть у мамы, папы, сына и бабушки, они начинают обмениваться, напряжение кумулирует, возникает патогенный стереотип взаимодействия в семье. Никто ни у кого не находит поддержки. Подобные стереотипы ведут к серьёзным нарушениям взаимодействия в семье. Чем более дисфункциональной является семья, тем с большим объёмом неконгруэнтных стереотипов мы встречаемся.

    Нужно наблюдать за взаимодействием в семье и выбирать неконгруентность, чтобы потом назначить правильную коррекцию. Стереотипы можно отследить только наблюдая за семьёй в целом. Самым значительным стереотипом является стереотип, описанный в конце 69-х годов группой Американских психологов под руководством Грегори Бейтсона. Они вначале исследовали формы общения в семьях с больным шизофренией. В результате они установили, что в каждой из этих семей встречается особый стереотип двойной связи.

    Сущность двойной связи заключается в том, что к ребёнку постоянно поступают неконгруэнтные сообщения в ситуации, когда он не может выйти или отстраниться или проверить саму ситуацию взаимодействия. Матери на словах говорили детям, что они их любят, но не вербально это не подтверждалось. Ребёнок мал и не может проверить правильность послания. На одном уровне коммуникации показывается неприязнь, а на другом (словесном) говорится о любви.

    Если ребёнок получает такое двойное послание, возникает состояние растерянности — какой части этого двойного послания верить? Соответственно ребёнок не может получить должной эмоциональной привязанности. Присоединюсь к «люблю» – она отодвинется. Присоединюсь к «отодвинется» – она меня наругает. Такой ребёнок оказывается в состоянии хронической растерянности. Шизофрения, в таком случае, своеобразный выход из состояния постоянной растерянности, посредством аутизма.

    Консультант в этом случае, способствует трансформации неконгруентных стереотипов в конгруэнтные. Неконгруэнтные стереотипы – это очень сильная привычка, изменить её невозможно, пока не увидишь себя со стороны.

    В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но негласные правила.

    Правила бывают ещё:

    1. Культуральными, которые существуют в конкретной культуре и принимаются многими семьями. Они известны всем членам семьи и всем семьям. Например, родители не должны заниматься сексом на глазах у детей.
    2. Уникальные правила касаются каждой отдельной семьи, возникают в силу уникальности истории семьи и известны только членам этой семьи. Часто они бывают негласными.

    Правила касаются основных сфер жизнедеятельности семьи. Муж работает, жена домохозяйка. Правила касаются сферы досуга, домашнего хозяйства. Они способствуют распределению семейных ролей и функций.

    Правила в каждой семье определяют место для члена семьи, которое он займёт в семейной иерархии. Новый элемент в этой структуре будет продвигаться по правилам. Правила распространяются на место детей в семье.

    Совокупность всех семейных правил подчиняется закону гомеостаза (сохранения), который обеспечивает постоянство этих правил. Если кто-то может указать на это негласное семейное правило, может стать для семьи persona nongrata.

    Правила нуждаются в изменении в соответствии с динамикой семейной жизни. Это болезненный процесс.

    Правила семейной жизни касаются всех областей жизни. Часть вырабатывается внутри семьи (уникальные), часть вносится в семью культурально. Правила касаются распределения ролей в семье. Они достаточно противоречивы. С одной стороны, есть правило, что муж – глава семьи, с другой стороны – есть правило равноправия между мужчиной и женщиной. Правила определяют борьбу за власть внутри семьи и определяют семейную дисфункцию.

    Правила можно разделить на:

    Дисфункционльным в правиле может быть его содержание. Те, кто позволяет совершать насилие в семье, устанавливают дисфункциональные правила. Дисфункциональные правила отличаются устойчивостью (ригидностью). Любое трудно изменяемое правило является дисфункциональным.

    Функциональными являются те правила, которые можно менять. Чтобы помочь семье, нужно выявить дисфункциональные правила.

    Это сложное семейное знание, часто плохо осознаваемое, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и которые являются, как бы, продолжением фразы «Мы – это. » Обычно семейный миф пребывает в латентном состоянии. Он просыпается, когда:

    1. В семью входит посторонний человек.
    2. В моменты серьёзных социальных перемен.
    3. В ситуации с семейной дисфункцией.

    Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в 1-м поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.

    Люди, находящиеся внутри мифа, как правило этот миф не осознают. Поскольку они находятся внутри мифа, то и реальность они начинают видеть в категориях этого мифа. Часто семейные мифы соответствуют известным древнегреческим мифам. В семьях живут Гераклы, Домоклы, Танталы и пр.

    В зависимости от этапа развития мифа, семья может развиться из функциональной в дисфункциональную. Миф: «Мы – дружная семья. » в двух поколениях, в третьем поколении приводит к сложностям отделения детей от родителей.

    Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. 70 лет СССР был закрытым государством, при этом семьи были очень открытыми. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.

    При консультировании важно ответить на вопрос – где границы, какие они, как они проходят, почему происходит перестройка.

    Треугольник позволяет увидеть коалиции: вечерний треугольник и дневной треугольник. Например, в семье папа, мама, ребёнок и телевизор. Вечерний треугольник, когда ребёнок спит. Если папа с мамой не разговаривают, общение может идти через ребёнка. Когда ребёнок вечером усыпает, его место в треугольнике занимает телевизор.

    Границы семьи видны с первого взгляда. Они хорошо видны на основании того, как семья взаимодействует с близкими семьями.

    В каждой семье, как функциональной так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы:

    Они поддерживают жизнедеятельность семьи, продлевая её жизнь

    1. Общее место проживания
    2. Общие финансовые средства
    3. Общие формы активности и деятельности
    4. Общие развлечения и пр.

    Дисфункциональные стабилизаторы – те, которые продлевают время жизни дисфункциональной семьи:

    Они являются элементом семейной системы, растут и развиваются в ней. В функциональной семье они стабилизаторами не являются. Но в дисфункциональной, вместо того, чтобы семья тратила энергию на своё развитие, все элементы системы тратят массу энергии на сохранение семьи. Ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться. Дети стали становиться такими стабилизаторами в последние 100 – 150 лет, что связано с увеличением продолжительности жизни. Раньше браки длились не более 20 лет, дети не успевали стать стабилизаторами.

    В соответствии с законом гомеостаза семья пытается сохранить свою стабильность и ребёнок выполняет роль стабилизатора, удерживающего семью от распада.

    Как болезни, возникающие помимо влияния семейной системы (соматические), так и расстройства порождённые самой системой (психосоматические и психические). Если в семье появляется больной ребёнок, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы. Аналогично, если в семье появляется психически больной. Могут возникать и различные психосоматические расстройства, которые также заставляют существовать семью достаточно долго.

    3. Нарушения поведения

    Существует достаточное количество семей, где дети убегают из дома, совершают мелкие кражи и пр. Это становится своеобразными стабилизаторами семьи. Эти нарушения поведения часто являются реакцией на дисфункциональность отношений в семье. Двойки в дневнике – часто бессознательное действие к тому, чтобы обратить внимание родителей на детей. Такой проблемный ребёнок продлевает время жизни дисфункциональной семьи.

    4. Супружеские измены – при синдроме страха близости.

    Многие дисфункциональные стереотипы в семье воспроизводятся в поколениях. Например, алкоголизм, суициды, лавеласы и пр.

    Две косые линии – отношения типа эмоционального разрыва. Конфликтные отношения в семьях изображаются волнистой линией.

    Амбивалентные отношения – 2 параллельные линии, перекрещенные синусоидой – когда люди испытывают друг к другу сильные противоречивые отношения. Периоды близости чередуются с конфликтами.

    На полях генограммы указаны имена, даты рождения и смерти и значительные даты в истории семьи (переезды, аресты и пр.) Если генограмму рассмотреть в трех поколениях, можно установить источник семейного мифа. Эта техника позволяет установить границы семьи, у кого были аналогичные стереотипы. Есть определённые закономерности, которые в семье воспроизводятся.

    Техника генограммы позволяет также определить степень дифференциации в семье. Что такое дифференциация – это понятие определяющее характеристику индивидуальной психики и отражает степень разграниченности индивидуального и функционального. Чем ниже уровень дифференциации тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций. Тем выше зависимость поведения индивида от ситуации. Существует шкала дифференциации с 4-мя областями.

    Крайняя область 0 – 25% – эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Установки поведения полностью зависят от стереотипов. В стабильных условиях функционирует опираясь на здравый смысл, но при небольшом стрессе, эмоции приобретают над таким человеком полную власть.

    При 25 – 50% человеком также преимущественно обладают эмоции, но они в большей мере являются приспособительными и в меньшей степени обусловлены средой. Здесь присутствует целенаправленное поведение, но человек чрезмерно зависим от мнения других. Каждый шаг человек сверяет со средой и не очень доверяет самому себе. Значимые поступки человек может не совершать, если среда посмотрит на это негативно.

    50 – 70% интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы не подпадать под эмоции. Они берут верх только при сильном стрессе. Большая часть человечества подпадает под этот параметр. Интеллект определяет принятие решений, а эмоции активно проявляются в близких отношениях.

    Как это связано семьёй. Недифференцированность означает, что при взаимодействии в группе индивид легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, не способный отделить свой разум от эмоций не может этого отделить и в других, особенно в близких. Такой человек сам того не осознавая заряжает семью разными эмоциями. Такая семья называется эмоционально слитной. Семейная эго масса – не понятно, кто является источником эмоций. Эта эмоциональная слитность начинает сказываться и на модели индивидуального поведения и семейного тоже. Ребёнок в такой семье будет заражаться к примеру эмоциями мамы. Создав свою семью он будет стараться чрезмерно слиться с своей женой.

    При анализе генограмм можно вполне выявить ещё одно ключевое понятие – треугольник. Это структура, включающая 3-х человек. Отличается большей степенью устойчивости. Очень часто внутри треугольника начинают образовываться коалиции, которые возникают следующим образом:

    Если в какой-то семье чередуются сверхблизости с отчуждением, то на каком-то этапе может возникнуть ситуация эмоционального разрыва. Если эти отношения чем-то не стабилизировать, то весьма возможен распад семьи. Тогда находится третий участник, которого пара вовлекает в свои отношения и на которого может быть вылит избыток эмоций. Это названо триангуляцией семьи. Муж не может найти отношения с тёщей, жена оказывается объектом триангуляции – какой ты муж? какая ты жена?

    Психология семьи литература

    1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2000.

    4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2002.

    5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное изложение М., 2000.

    6. Брушлинский А.В. Психология субъекта М., 2003.

    7. Гербачевский В.К. Психическая индивидуальность // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 6. 1993. Вып. 2. С. 66–74.

    8. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.

    9. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.

    10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

    11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

    12. Мерлин В.М. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

    13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

    14. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995.

    15. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М., 2000.

    16. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.

    17. Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев, 2001.

    18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

    19. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.

    20. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М., 2004.

    21. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.

    Учебные пособия по теориям личности

    1. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб., 2004.

    2. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001.

    3. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

    4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

    1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М., 1999.

    3. Белик А.А. Культура и личность. М., 2001.

    4. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. М., 1999.

    5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

    6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

    7. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

    8. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М., 2004.

    9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 5–328.

    10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2005.

    11. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 1984.

    12. Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.

    13. Елизаров А. Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. 1997. № 3.

    14. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1979.

    15. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

    16. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.

    17. Леонтьев А.А. Деятельный ум. М., 2001.

    18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

    19. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

    20. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебн. пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990.

    21. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

    23. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

    24. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

    25. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.

    26. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

    27. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

    28. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972.

    29. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

    30. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

    31. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.

    32. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

    33. Шадриков В.Д. Введение в психологию способности человека. М., 2002.

    34. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

    1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М., 2002.

    2. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. М., 2001.

    3а. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

    4. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991.

    5. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986.

    7. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.

    8. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.

    9. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 3–11; 1992. № 6. С. 3–12; 1993. № 6. С. 3–15.

    10. Гербачевский В.К. Становление индивидуальности // Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 1994. С. 106–121.

    11. Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.

    12. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., СПб., 2000.

    13. Индивидуальность и способности: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1994.

    14. Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты. Пермь., 1988.

    15. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.

    16. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

    17. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

    18. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

    19. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1996.

    20. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

    21а. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.

    22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.

    23. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. М., 1994.

    24. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

    25. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

    26. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

    27. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.

    28. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис М., 1996.

    29. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.

    30. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

    31. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

    32. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

    33. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

    34. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000.

    Источники:
    Виртуальный клуб Суть времени
    Ниже указан переработанный список литературы, который является рекомендательным. Литература "Начального уровня" необходима для овладения минимумом знаний в различных областях науки и
    https://eot.su/list
    Психология семьи литература
    Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является
    http://lemb.moy.su/load/lekcii/psikhologija_semi/12%2D1%2D0%2D108
    Психология семьи литература
    For students, colleages and other persons interested
    https://sites.google.com/site/juliazaitsevafjord/Home/genpsy/genpsy%2D2

    COMMENTS