Психологическое развитие подростка

Грецов А

Грецов Андрей Геннадьевич — кандидат психологических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена, старший научный сотрудник Лаборатории развития дополнительного образования (Санкт-Петербург).

Разработчик и ведущий психологических тренингов, практический психолог. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея — 2005». Основной вклад А. Г. Грецова в развитие психологического образования в России — подготовка и издание ряда книг, нашедших широкое применение в учебном процессе.

Книги Грецова используется в подготовке студентов психолого-педагогических специальностей, а также в психологическом сопровождении школьников.

Как помочь ребенку вырасти счастливым и успешным человеком? Что нужно знать взрослым, чтобы понимать детей, избегать проблем в отношениях с ними?

В книге рассматриваются особенности развития ребенка в период от 2 до 7 лет, основные психологические проблемы, возникающие в этот период, а также механизмы эффективного общения с детьми, их обучения и воспитания.

Вы узнаете, в чем заключается ценность каждого возраста и что надо делать, чтобы не упустить заложенные в ребенке возможности, познакомитесь со специфическими детскими проблемами (непослушание, страхи, гиперактивность), с переживаемыми ребенком кризисами, с проблемами «переходного возраста».

Как научить подростка общительности, уверенности в себе? Как развить его познавательные и творческие способности? Как помочь понять самого себя? Вам помогут психологические тренинги!

Тренинг — один из наиболее востребованных видов психологической работы с молодежью, позволяющий формировать социальные навыки, создавать условия для личностного и интеллектуального развития.

В книге приводятся подробные описания трех программ тренингов, а также рассматриваются важнейшие организационные вопросы, возникающие при их реализации. Материалы позволят эффективно проводить тренинги различной направленности со школьниками и студентами.

Соавтор: Попова Е.Г.

В книге представлены материалы, которые помогут педагогу (психологу) организовать беседы с подростками по актуальным для них жизненным вопросам с опорой на знания о психологических и физиологических особенностях этого возраста.

Кроме того, книга призвана помочь взрослым, общающимся с молодежью, более полно понять особенности мировосприятия в этом возрасте. Книга предназначена для подростков, а также для практических психологов, социальных работников, педагогов, родителей.

Соавтор: Попова Е.Г.

Влияние пронизывает все сферы нашей жизни. И нередко оно используется во вред человеку — чтобы склонить его к сомнительным решениям, использовать в своих корыстных интересах, «развести» на деньги.

Эта книга о том, что такое психологическое манипулирование и как от него защищаться. Основные инструменты такой защиты — это уверенность человека в себе и умение отстаивать свои интересы.

Соавтор: Попова Е.Г.

Как научиться получать от жизни радость, а не «застревать» на отрицательных переживаниях? Что делать со своими страхами, обидами, ленью, завистью и прочими моментами, мало-помалу отравляющими нашу жизнь? Как стать более счастливым человеком?

Книга призвана помочь молодым людям найти ответы на эти вопросы, научиться контролировать свои отрицательные эмоции и более полно радоваться жизни.

В книге представлены упражнения, которые помогут научиться произвольно управлять своим поведением, регулировать эмоциональные состояния, преодолевать жизненные проблемы и стрессы, избавляться от излишнего физического и психического напряжения.

Для спортсменов, тренеров-преподавателей, руководителей спортивных учреждений, спортивных врачей, использующих средства физической культуры и спорта в работе по профилактике наркомании и формированию базовых потребностей детей, подростков и молодежи.

В пособии представлены упражнения, направленные на выработку навыков эффективной коммуникации у детей, подростков и молодежи.

Они обучают результативно использовать вербальные и невербальные средства общения, корректно передавать с их помощью информацию и находить взаимопонимание с партнерами по общению, что повышает эффективность взаимодействия в учебной и спортивной деятельности.

В учебно-методическом пособии представлены упражнения, направленные на развитие креативности. Их задача — научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, которые являются непременным атрибутом спортивной деятельности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

Для спортсменов, тренеров-преподавателей, руководителей спортивных учреждений, спортивных врачей, использующих средства физической культуры и спорта в работе по профилактике наркомании и формированию базовых потребностей детей, подростков и молодежи.

В учебно-методическом пособии представлены упражнения для подростковых и молодежных групп, направленные на развитие уверенности в себе.

Они обучают действовать целенаправленно, быстро, решительно и настойчиво, а также конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и противостоять нежелательному влиянию.

В учебно-методическом пособии представлены упражнения, предназначенные для сплочения молодежных групп — как спортивных команд, так и других, например, учебных коллективов, разделяющих общественно-приемлемые ценности.

Соавтор: Попова Е.Г.

В книге обсуждаются психологические факторы, позволяющие одерживать победу в ситуациях конкурентной борьбы, добиваться жизненного успеха, реализовывать поставленные перед собой цели.

Книга предназначена для подростков, а также для практических психологов, социальных работников, педагогов, родителей.

Соавтор: Попова Е.Г.

В книге рассматриваются основные причины возникновения, механизмы развития и пути преодоления стрессов. Речь идёт о наших реакциях на жизненные проблемы и о том, как научиться справляться с ними.

Книга предназначена для подростков, а также для практических психологов, социальных работников, педагогов, родителей.

Соавтор: Попова Е.Г.

В книге излагаются основные закономерности превращения ребенка во взрослого. Речь идёт о том, в чём сущность «переходного возраста», каковы особенности психологического и физического развития подростков.

Книга предназначена для подростков, а также для практических психологов, социальных работников, педагогов, родителей.

Соавтор: Азбель А.А.

Многие люди живут как получится, не осознавая, куда идут. Ты ведь не хочешь принадлежать к их числу? А для того, чтобы управлять своей жизнью, надо хорошо понимать себя любимого. Узнать все свои сильные и слабые стороны тебе помогут психологические тесты. Ты доверчивый человек или нет? Замкнутый или общительный? Обладаешь ли ты лидерскими качествами?

Как ты ведешь себя в случае возникновения конфликта? Как выходишь из сложных ситуаций? Как справляешься со стрессами? Каковы твои способности, желания и интересы? Поняв себя, ты сумеешь выстроить свою собственную стратегию преодоления жизненных проблем и определить направление движения по жизненному пути. А авторы книги, профессиональные психологи, помогут тебе в этом.

Соавтор: Попова Е.Г.

Способности — это такие человеческие качества, которые создают возможности для достижения максимального успеха в деятельности. Эта книга о том, как разглядеть в себе такие возможности и воплотить их в реальность.

В ней рассказывается, какие бывают способности, как они проявляются и при каких условиях раскрываются, позволяя достигать жизненного успеха.

Информационно-методические материалы для подростков.

Соавтор: Попова Е.Г.

Кто я? Что я знаю о самом себе? Чем я отличаюсь от окружающих, а чем на них похож? Книга призвана помочь подросткам в поиске ответов на подобные вопросы с опорой на психологические знания. В ней описываются основные качества человеческой личности и приводятся тесты, позволяющие изучить эти качества у себя.

Книга предназначена для подростков, а также практических психологов, социальных работников, педагогов.

Источник:
Грецов А
Грецов Андрей Геннадьевич — кандидат психологических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена, старший научный сотрудник Лаборатории развития дополнительного образования (Санкт-Петербург). Разработчик
http://www.koob.ru/gretsov/

Психологическое развитие подростка

Сидоров П. И., Парняков А. В. — Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II

У подростка также возникает необходимость сопоставления себя со сверстниками. Мнение ровесников нередко оказывается для подростка более значимым, чем мнение родителей или учителей.

Центральным и специфическим новообразованием в развитии личности подростка является возникновение у него представления о себе уже не как о ребенке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится считаться и быть взрослым. Это чувство взрослости как специфическое приобретение самосознания — стержневая особенность личности, ее структурный центр. Он направляет всю социальную активность подростка, его восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослого.

В этот период становится предметом сознания и такая мощная биологическая потребность, как половое влечение, в связи с чем возникает масса напряженных переживаний и меняется вся эмоциональная сфера подростка.

На новый уровень поднимаются интеллектуальные возможности подростка и его самосознание, расширяется кругозор, появляются новые интересы и планы на выбор профессии.

Если на ранних этапах (12-14 лет) уровень самосознания обеспечивает подростку лишь возможность самовыражения и самоутверждения, то на завершающем этапе (15-17 лет) — возможность само-определения, установления своего места в обществе и профессиональной ориентации (Божович Л.И., 1978).

Таким образом, рассматриваемый возраст характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах физического и психического развития, выраженными противоречиями социального характера, порождающими в ряде случаев аномальные формы поведения.

Психологический возраст—качественная характеристика психики человека и часто не совпадает с нашим житейским представлением о количестве прожитых им лет. Особенно наглядно эта закономерность видна в школьном коллективе: некоторые дети вступают в подростковый период начиная с 4-го, даже 3-го класса, другие позже —с 5-го класса школы. Переход в следующий возрастной период— раннюю юность, у некоторых детей начинается уже в 7-м классе, другие остаются подростками вплоть до 9-11-го класса.

Особенности подростка. На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические — опосредованное.

Социальными факторами психического развития являются:

• переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей;

расширение общественной, социально-полезной деятельнос

ти школьника в классе и в школе, расширение круга общения со свер

происходит изменение положения ребенка в семье, где ро

дители больше начинают доверять ему, поручать выполнение бо

лее сложной домашней работы и включать в обсуждение семей

Биологическими факторами психического развития являются:

начало полового созревания, влияние новых гормонов на

центральную нервную систему;

бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех ор

ганов, тканей и систем организма.

Половое созревание как главный биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются не из-за самого полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка—его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми. За каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Действия подростков, которые внешне выглядят как непослушание или оцениваются как «глупые», «необъяснимые» («эффект неадекватности») часто вытекают из особенностей данного этапа взросления — этапа становления личности.

Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Именно неумение, невозможность добиваться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков (фрустрация потребности «быть значимым в глазах сверстников»). Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа.

Родители часто все трудности проблем общения своего ребенка списывают за счет недостатков тех детей, с шторыми общается их сын или дочь. Однако исследования показывают, что начиная с 6-го класса у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности. Родителям и учителям следует учитывать это стремление подростка быть лично ответственным за успешность своего общения с окружающими.

Общение со взрослыми. Важность для подростка его общения со сверстниками не должна скрывать от воспитателей важность для него проблем взаимоотношений со взрослыми. Главный источник трудностей общения подростков со взрослыми — непонимание взрослыми внутреннего мира подростка. Чем старше становится подросток (с 5-го по 8-й классы), тем меньшее понимание он находит у взрослых. Взрослые неосознанно стремятся сохранять «детские» формы контроля и общения с детьми, фрустрируя тем самым потребности подростка в признании его равноправным партнером в общении со взрослыми. Результирующей этой фрустрации становится противопоставление подростком себя, своего «Я» взрослым, потребности автономии.

Психологи отмечают также, что у подростков резко возрастает способность к эмпатии по отношению ко взрослым, стремление им помочь, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые чаще в подростке замечают не это, а только негативные стороны его поведения. Кроме того взрослые в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие и сопереживание к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны к себе.

Общение со сверстниками противоположного пола. Появляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка и к освоению «взрослых» типов поведения и во взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола. Интерес к взаимоотношениям полов существенно меняет отношение к самому себе, своей половой идентификации: «Я как мужчина» и «Я как женщина». Особое значение здесь придается личной привлекательности.

У младших подростков интерес к противоположному полу часто вначале проявляется в неадекватных формах (у мальчиков — «задиристость», а у девочек демонстрация игнорирования). Позднее отношения усложняются: исчезает непосредственность в общении, появляются смутные чувства влюбленности со страхом насмешек и поддразниваний со стороны сверстников. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым, а привязанности к сверстнику противоположного пола становятся интенсивнее и могут быть причиной сильных негативных эмоций при отсутствии взаимности.

Пубертатный кризис. Традиционно главные трудности подросткового возраста принято было связывать с «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемости подростка.

Одни исследователи причину этого кризиса ассоциировали только с биологическими влияниями полового созревания, считая кризисные явления мало связанным с особенностями воспитания. Однако большинство психологов основную причину столь бурных поведенческих проявлений усматривают в особенностях социально-психологической ситуации развития подростка: взрослые не перестраивают своего поведения, сохраняя «детские» формы взаимоотношений с подростком в ответ на формирующееся «чувство взрослости» подростка. Подросток стремится быть взрослым и совершать «взрослые поступки», хотя в социально-психологическом плане он к этому еще не готов.

Интересно отметить, что субъективно сложности воспитания и родители, и учителя связывают не с кризисом как таковым, когда начинается и идет распад, ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом, падающим на возраст 14-15 лет (7-8-й классы). Трудным для окружающих подростка становится период созидания, формирования новых психологических образований. Перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается чрезвычайно неэффективным (Масгутова С.К., 1988).

Особенности юности. Юность—период жизни после отрочества до взрослости, и главной проблемой здесь будет являться проблема выбора жизненных ценностей.

Центральное новообразование ранней юности — самоопределение старших школьников. Психологами подчеркивается много-аспектность этого новообразования, включающего потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять свое назначение.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная американским психологом Э. Эриксоном (1968). В его понимании взросление рассматривается как «нормативный кризис идентичности «, поворотная точка развития личности. В период такого кризиса в равной мере обостряется как личностная уязвимость, так и возможности для нового витка личностного роста. Личность как бы оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями: одна ведет к позитивному, а другая — к негативному его направлениями. Симптомы кризиса в норме полностью исчезают, но в случае преобладания негативных явлений они закрепляются, став характерологическими особенностями личности.

Выделяют несколько типовых вариантов формирования идентичности (Д. Марше):

• «диффузная» идентичность — еще не сложившаяся и не определенная, так как человек не вступил в пору кризиса и не прошел испытания с определением себя; • предрешенный вариант развития — индивид ранее поло женного срока включился во «взрослую» систему отношений, сде лав это не самостоятельно, а под чужим влиянием (неблагоприят ный фактор для становления личностной зрелости);

«проба ролей» в попытках выработать самоидентичность —

выражается в интенсивном «поиске самого себя»;

«зрелая идентичность» — кризис завершен, и чувство соб

ственной определенности обретено, начинается самореализация.

В ряд наиболее объективно и субъективно важных для юношей проблем может быть поставлена проблема смысла жизни. Размышления о себе и своем жизненном предназначении у юношей в явной форме встречаются довольно редко. Бытует даже мнение среди них, что «если человек задается подобными вопросами, то, значит, пора умирать» (Снегирева Т.В., 1991). Однако потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения, и в процессе взросления она образует именно тот «узел», который позволяет человеку строить свою жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность. Кроме того, она помогает человеку интегрировать все свои способности, максимально их использовать, следуя выработанной концепции жизни.

В юности совершается открытие своего внутреннего мира, которое сопровождается переживанием его исключительной ценности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы задуматься о смысле своего существования, но, с другой стороны, проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится не во внутреннем мире, а вне его — в мире реальном, в мире, где будут раскрываться способности молодого человека, в его деятельности и чувстве социальной ответственности. Именно этого еще не имеется у юноши в начале жизненного пути. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы оставаться лишь упражнением юношеского мышления. Юноше важно знать, что смысл жизни надо искать в окружающем его мире, а не только внутри себя.

Главными опорными признаками физического созревания являются: скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.

Показатели соматического созревания (ЛичкоА.Е.,1985)

Источник:
Психологическое развитие подростка
Сидоров П. И., Парняков А. В. — Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II У подростка также возникает необходимость сопоставления себя со сверстниками. Мнение ровесников нередко
http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p61.php#head200

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Традиционно сложилось так, что периоды подростничества (среднего школьного возраста) и ранней юности (старшего школьного возраста) рассматривались самостоятельно, обособленно. Совместное их рассмотрение в одной главе обусловлено тем, что границы их становятся все более и более размытыми, а типы ведущей деятельности, по существу, перекрываются. Такова жизнь, такова практика жизни подавляющего большинства подростков и юношей в нашей стране. В какой мере это оправданно с точки зрения психологической теории, должны показать специальные исследования ближайших лет. Отличия подростков и юношей от младших школьников пока еще сохранились.

Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью.

Исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.

Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь.

Автор выделяет три основные стадии развития подростков: 10-11 лет (I стадия), 12—13 лет (II стадия), 14-15 лет (III стадия). Основные тенденции развития заключаются в том, что меняются потребности и мотивы, стремления подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. На первый план все более выступает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации, повышается уровень социальной активности подростков, развивается способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств.

На первой стадии подростки принимают себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт. На второй стадии ситуативно негативная самооценка сочетается с общим позитивным отношением ребят. На третьей же стадии они начинают критически относиться к себе, у многих преобладает отрицательная самооценка.

С 14 до 15 лет растет интерес к собственному будущему. У 84% обследованных пятнадцатилетних детей раздумья о будущем занимают большое место в их внутреннем мире.

Структура мотивов подростков 14—15 лет меняется. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30%, частично за счет того, что к общественно полезному труду они не относят легкую и не отличающуюся масштабностью работу. Первое же место (50%) в иерархии их побудительных сил занимают индивидуально-общественные мотивы, такие, как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализации себя в общественно полезном, ценимом обществом труде. Чисто индивидуалистические мотивы занимают всего 2% в направленности личности.

В 90-е гг., согласно Д.И.Фельдштейну, в нашем обществе радикально пересматриваются прежние социальные ценности, ниспровергаются высокие идеалы, место которых занимает утилитарная, прагматическая идеология. Образуется вакуум духовности, значительно ухудшается нравственная атмосфера. Вместе с тем отсутствуют влиятельные общественные силы, которые могли бы утвердить высокие моральные принципы. Характерен серьезный дефицит позитивных воздействий на растущих детей всех институтов социализации. Руководители школ, как отмечает Д.И.Фельдштейн, легко отказались от создания различных детских организаций. Между тем тяга подростков к включению во все более широкие и разнообразные социальные отношения сохранилась. В результате возникает множество самодеятельных подростковых и юношеских групп, не направленных на общественно значимые цели и нередко деформирующих развитие личности.

Сравнивая системы ведущих мотивов подростков 50-70-х и 90-х гг., Д.И.Фельдштейн обнаруживает их значительную разницу. В 50—70-е гг. у людей в подростковом возрасте доминировали мотивы общественной пользы, они идентифицировали себя со своей группой и поступались своими интересами ради коллектива.

Д.И.Фельдштейн самой актуальной задачей психологов и представителей смежных с нею наук считает поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного развития

В 80-е гг. старшеклассники при выборе будущей профессии ориентировались на престижность профессии (т.е. на ее социальную ценность), на качества личности, присущие представителям этой профессии, и, наконец, на принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.

В 90-е гг. одним из наиболее важных факторов для старшеклассников становится материальный — возможность в будущем много зарабатывать. То, насколько престижной окажется предпочитаемая профессия или вуз, будет зависеть от уровня притязаний выпускника школы. Психологами, педагогами, родителями замечена следующая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии.

Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы).

Подчеркнем, что центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.

Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительность которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Четвертый — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности.

Источник:
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/18.html

Физиологическое развитие подростков

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.

Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде всего – что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно.

В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:

предпубертатный, подготовительный период.

собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания.

постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а третий – допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).

Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин.

На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.

Содержательное обеспечение программы
Содержание программы возможно разделить на три блока: 1 блок – психологическое консультирование; 2 блок – психодиагностический; 3 блок – психокоррекционный. 1 блок – Психологическое консультирование Методы: Диагностическая беседа, п .

Классификация малых групп
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима их классификация. Неоднозначность понятия малой груп­пы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе до .

Ненасилие в действии
Ненасилие впервые было проповедовано при раннем христианстве. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. За .

Источник:
Физиологическое развитие подростков
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято
http://www.psaffect.ru/fspls-871-1.html

COMMENTS