Психология для подростков

Как найти общий язык с подростком

Мама: «Пожалуйста, убери у себя в комнате»

Тинейджер: «Я уже убрал»

Мама: «Не вижу никакой разницы»

Тинейджер: «Ну мама!»

Мама: «Да? И если не сейчас, то когда?»

Мама: «Хватит, Приступай к уборке сию же минуту!»

Мама: «НЕМЕДЛЕННО. Убери. у себя. в комнате!»

Помните собаку Павлова? Почти сто лет назад русский физиолог Иван Павлов доказал, что, если во время кормления собаки звонить в звонок, со временем этого звука окажется достаточно, чтобы у нее началось слюноотделение. Этот вид обучения называется классическим условным рефлексом, не поддается сознательному контролю и иногда устанавливается бессознательно.

Еще одна простая форма обучения называется привыканием. Это то, что случается, когда вы перестаете реагировать на часто повторяющийся раздражитель. Примером привыкания в поведении человека является необращение внимания на фоновый шум, хотя звук — это один из раздражителей, которые мозг может расценивать как свидетельство опасности. Эволюция научила мозг игнорировать всю информацию, которая не имеет непосредственного отношения к выживанию. Подросток, который постоянно сталкивается с одним и тем же приказом или просьбой, просто поступает так, как ему велит природа. Как и моллюск, он начинает реагировать только на новые раздражители и учится игнорировать давно знакомые.

Как же быть? Как найти способ быть услышанным? Когда ребенок становится подростком, ему меньше всего хочется говорить с родителями по душам или выслушивать нежности. Но значит ли это, что забота ему больше не нужна? Еще пару лет назад вы бежали домой с работы, чтобы успеть покормить своего ребенка, поиграть с ним, поговорить, проверить уроки и уложить спать.

Сейчас ничего подобного не требуется: ваш ребенок ест сам и только тогда, когда пожелает. Не выносит, когда вы лезете в его жизнь, большую часть вечера проводит в Интернете и отправляется спать без вашей помощи. Ваша забота ему больше не нужна, а нежность раздражает. Значит ли это, что пора отойти в сторону? Ни в коем случае — считают психологи, просто нужно найти новые способы общения. Подростку, так же как и маленькому ребенку, необходимо чувствовать заботу и внимание родителей. А переходный возраст — это самый подходящий момент для того, чтобы начать выстраивание других, взрослых отношений.

Проводите время вместе

Бывает, что подростки и родители не могут провести вместе и 15 минут без того, чтобы не поссориться. Кино, Интернет, игры, друзья — все это важнее вас и гораздо интереснее. А это значит, что нужно искать моменты для общения.

Говорите во время работы.

Вы вряд ли уговорите 15-летнюю дочь провести тихий семейный ужин в компании родителей — ей не интересно обсуждать взрослые проблемы, а когда вы пытаетесь узнать что-то о ее собственной жизни, она воспринимает это в штыки.

Но попробуйте поговорить с дочерью, когда вы готовите ужин. Попросите ее помочь, например, нарезать овощи для салата или сделать начинку для пирога. Когда кажется, что главная задача — это приготовление еды, а разговор — просто развлечение, подростку будет гораздо проще говорить с вами откровенно.

Точно так же мальчик скорее разговорится с отцом во время рыбалки, копаясь в гараже или ремонтируя что-то по дому.

Интересуйтесь тем, что нравится ребенку.

Если дети играют в музыкальной группе, приходите на их концерты, если занимаются спортом, болейте за них на соревнованиях. Не отвергайте книжки, которые они читают — ведь по большому счету, если хотя бы что-то читают, это уже хорошо. Смотрите кино, которым интересуется ваш ребенок, — так вы хотя бы будете понимать, какие проблемы его волнуют. Узнайте как можно больше о компьютерных играх, которыми он увлекается. Послушайте любимую музыку, какой бы странной она вам ни казалась. У любой популярной группы можно найти одну-две композиции, которые вам нравятся. Вы увидите, как удивится и обрадуется ваш ребенок тому, что вы искренне разделяете его интересы.

Беседуйте в дороге .

В машине вы с подростком сидите не лицом к лицу, а рядом — плечо к плечу.И это тоже снимает определенные психологические барьеры. Когда вы смотрите подростку в глаза, он может чувствовать себя неуютно, и в результате откровенного разговора не получится. Когда же вы следите за дорогой, подросток не чувствует тотального контроля и расслабляется. А кроме того, автомобиль — это нейтральная территория. Если вы заходите в комнату к подростку, усаживаетесь и пытаетесь поговорить по душам, это часто воспринимается как вторжение в личное пространство подростка. В машине этого можно не опасаться.

Поделитесь своими увлечениями.

Попробуйте заинтересовать подростка тем, что нравится вам.На первый взгляд может показаться, что рукоделие не слишком понравится девочке-подростку, но, если вы подберете для нее красивые бусины и шнурки, научите делать браслеты и серьги, это совсем другое дело. Но даже если подростку не понравится ваше хобби, не расстраивайтесь. В любом случае подростку полезно знать, что сфера маминых интересов не ограничивается приготовлением ужина и проверкой уроков.

Не бойтесь перехвалить.

Не забывайте, что родительское одобрение подросткам нужно не меньше, чем малышам. Это значит, что иногда стоит просто понаблюдать за тем, чем занимается ребенок, и похвалить его. Он с утра до ночи не расстается со скейтом? Попросите его продемонстрировать достижения и от души похвалите. Он любит играть в компьютерные игры и часто соревнуется он-лайн? Тогда будьте в курсе его успехов, и вы сможете порадоваться с ним, когда он перейдет на новый уровень.

Говорите с ребенком

Те вопросы, которые мы обычно задаем подростку, чаще всего не вызывают ничего, кроме раздражения и желания защищаться.И, чтобы заново наладить контакт с собственным ребенком, вам придется проявить фантазию.

Не задавайте прямых вопросов.

Как прошел день? — Нормально.

На этом разговор закончится, развернутого ответа вы, скорее всего, не получите. Психологи советуют вот какой прием: чтобы подросток захотел с вами беседовать, его нужно заинтересовать.

Как это сделать? Примерно так же, как вы попытаетесь привлечь внимание нового знакомого на вечеринке. Начните с общих вопросов о том, что подростка интересует. Комментируйте его ответы, давая возможность подростку продолжить рассказ.

Взрослые могут искренне верить в то, что нет ничего лучше разговора по душам, когда вы смотрите друг другу в глаза, но у подростков на этот счет собственное мнение.

И, чтобы вас услышали, придется осваивать виртуальные способы связи. Пишите эсэмэски, осваивайте электронную почту, а также Живой журнал и чаты. Вполне может оказаться, что на некоторые темы ребенок стесняется говорить, но писать о них вам он может.

Ищите подходящий момент.

Учитывайте распорядок дня подростка, его привычки и биологический ритм. Например, если ваш сын — сова и любит допоздна засиживаться за компьютером, попробуйте тоже не ложиться спать. И, когда он придет на кухню, чтобы подкрепиться (а он обязательно это сделает), вы сможете не только накормить его бутербродами, но и поговорить по душам.

Не делайте поспешных выводов.

Психологи уверяют, что чаще всего подростки отказываются идти на контакт с родителями из-за опасения, что их не поймут, осудят или будут ругать.

А потому, если ваша 15-летняя дочь говорит, что с кем-то встречается, не паникуйте раньше. Встречаться в вашем представлении может быть совсем не то же самое, что имеет в виду ваша дочка. Главное, что стоит осознать родителям: подросток — это не проблема, которая требует решения, а человек, который нуждается в том, чтобы его понимали. Поэтому не горячитесь и для начала выясните, что на самом деле происходит.

С другой стороны, если подросток рассказывает о катастрофе, которая с ним приключилась (это может быть неудачная стрижка, несчастная любовь или вероломная подруга), не высмеивайте его, а отнеситесь к проблеме с должным вниманием. В будущем это даст подростку уверенность в том, что к вам можно обратиться и с более сложными вопросами.

  1. Кравцова М. Мой ребенок – подросток: понять, принять, подружиться. – М.: Эксмо, 2008. – 144 с.
  2. Кузин М.В. Как выжить с ребенком-подростком: практическое пособие для родителей. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.
  3. Подросток: как стать ему ближе? Домашний очаг — январь 2005 г.
  4. Снайдер Ди Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни / пер. с англ. С. Кастальского, Н. Рудницкой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 288 с.

Источник:
Как найти общий язык с подростком
Мама: «Пожалуйста, убери у себя в комнате» Тинейджер: «Я уже убрал» Мама: «Не вижу никакой разницы» Тинейджер: «Ну мама!» Мама: «Да? И если не сейчас, то когда?» Мама: «Хватит,
https://upsihologa.ru/Kak_nayti_obschiy_yazyk_s_po-sky.html

Психология для подростков

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни. Это период, когда человек делает свои первые шаги из детства, где его поведение контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Ему приходится пересматривать свое отношение к миру, принимать и вырабатывать самостоятельно новые ценности, мировоззрение, идеалы. Вместе с тем в этом процессе принимают участие и влияют на него те ценности, которые были в предшествующем возрастном периоде.

Таким образом, формирование личности обусловливается сложным взаимодействием прошлого, настоящего. У подростков имеется множество психологических особенностей, которые при определенном стечении обстоятельств могут способствовать употреблению алкоголя и наркотоксических особенностей, веществ. Следует иметь в виду тот факт, что эти же особенности могут носить полезную функцию.

Уже в раннем подростковом возрасте заметно стремление людей к самоутверждению. Особенно интенсивным оно становится в возрасте 12-13 лет. При благоприятной микросредовой ситуации гармонично развивающаяся личность реализует потребность к самоутверждению в хорошей учебе, физическом и психическом совершенствовании, стремится добиться успеха в какой-либо деятельности.

Таким образом, потребность в самоутверждении является нормальной потребностью подростков. В связи с этим представляет интерес отношение родителей к стремлению молодых людей к самоутверждению и независимости. У части взрослых стремление молодых людей к самостоятельности вызывает, в лучшем случае непонимание, и тогда они пытаются в своих отношениях с детьми пользоваться уже неэффективными методами диктата и авторитарности, что может вызвать как ответную реакцию упрямство, негативизм, так называемый смысловой барьер.

Между тем, чтобы понять своего ребенка, необходимо научиться думать как он. Для этого полезно мысленно перенестись во времена своего подросткового возраста, вспомнить собственные убеждения и поведение родителей.

Для подросткового периода является характерным расширение рамок общения. Родители отмечают, что если раньше ребенок был «домашним», то переступив порог 12-летия, он стал тяготиться домом. Общение подростков уже не ограничивается рамками школы, они испытывают потребность объединяться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы. Эти группы являются непременной принадлежностью подросткового периода и возникают совершенно стихийно.

Причиной этого явления, так называемой реакции группирования, является естественная потребность подростков в общении со сверстниками. Микрогруппы несут полезную функцию, подросток учится выполнять определенные социальные роли, усваивает определенные правила общения и групповые нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но дает подростку важное для него чувство принадлежности к группе.

В каждой группе существуют свои ценности, нормы. При определенных условиях именно в группе подростка подстерегает опасность. Если большинство членов такой группы употребляют алкоголь или наркотики, то ребенку трудно отказаться от этого. Мало кто способен сопротивляться групповому давлению и не потерять право на пребывание в своем подростковом сообществе. Именно желание «быть как все», не отстать от компании во многих случаях кладет начало наркотизации.

Необходимо отметить большое влияние неформальных групп на ее членов. Там он находит эмоциональное общение и поддержку со стороны других членов группы, в связи с чем безоговорочно принимает ее нормы.

Характерной психологической особенностью подростков является потребность в социальном признании. Эта потребность является весьма необходимой для члена общества, она лежит в основе активной жизненной позиции личности. В нормальных условиях данная потребность реализуется у подростков в том, что они стремятся достичь совершенства в физическом, моральном или психическом плане, добиться успеха в какой-либо деятельности. Но иногда признания сверстников, популярности в этом возрасте можно добиться совершенства неожиданными поступками и действиями. Так, подросток может добиться прочной положительной популярности у сверстников, забравшись на крышу школы по восточной трубе на виду у всех или надерзив учителю, особенно если к этому учителю отрицательное отношение в классе.

По таким же мотивам подросток может начать употреблять алкоголь и наркотоксические вещества, надеясь этим актам повысить свой престиж в глазах сверстников. Облегчается такой путь приобщения к алкоголю и наркотоксическим веществам в тех случаях, когда у подростка сложилось неправильное представление об их приеме как признак мужества, «красивой жизни», взрослости, незаурядности.

Источник:
Психология для подростков
В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни. Это период, когда человек делает свои первые шаги
http://emergency.kulichki.net/pediatr/tinager.htm

COMMENTS