Психология профессионального общения

Психология профессионального общения (2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Уральский институт социального образования

(филиал РГСУ в г. Екатеринбурге)

Кафедра Социальной педагогики и социальной работы

По дисциплине «Психология профессионального общения»

к.п.н., доцент А.А. Шунайлова

I. Проанализировать 3 определения понятия «общение» в научной литературе. Обобщить…………………………………………………3

II. Представить одну из классификаций видов общения……………4

III. Перечислить функции общения. Дать определение понятий «речь» и «язык». Провести сопоставительный анализ функций языка и функций речи (можно в форме таблицы)………………………………………..5

IV. Перечислить 3 механизма межличностного восприятия. Дать определение понятий: «аттракция», «эмпатия», «рефлексия», «идентификация», «каузальная атрибуция»…………………………..6

V. Представить классификацию коммуникативных барьеров. Соотнести виды коммуникативных барьеров с этапами обмена информацией на схеме Г.М. Андреевой…………………………………………………………..7

Список использованных источников………………………………..11

1) Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра;

3) Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

Ввиду сложности и емкости феномена Общение толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей». Конечно же, в такого рода общении человек не признается как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих-либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнера по общению и поэтому не может сохранить чистым своего достоинства, так как манипуляции в общении, как правило (исключением может быть, например, общение больного и врача), ведут к формированию отношения к партнеру как к объекту и поэтому недопустимы: они противоречат стремлению человека сохранить свое достоинство, игнорируют его интересы, ценности, вкусы.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Источник:
Психология профессионального общения (2)
1) Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
http://works.doklad.ru/view/fH-KtCEVun8.html

Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности

Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности

Психология профессионального межличностного общения

При изучении данной проблемы важно иметь в виду два обстоятельства принципиального характера.

Второе обстоятельство состоит в том, что в ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическая сторона социального взаимодействия людей, которая и является предметом социальной психологии.

Особенности межличностных отношений, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.

Понимание, психологическая структура и закономерности общения

Общение имеет и национально-культурные особенности. Так, одной из форм проявления уважения и почитания партнера по общению у японцев (да и не только у них) являются поклоны. При общении с товарищем, коллегой поклон составляет примерно 10°, с клиентом — 30°, с начальником — 45°.

Культурная дистанция в общении между арабами (и американцами) обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве собеседник-араб выражает большое радушие и любезность.

Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты (В. Н. Мясщев), в совокупности составляющие его психологическую структуру (рис. 28.1):

1) восприятие людьми друг друга (В);

2) понимание людьми друг друга (П);

3) отношения людей друг к другу (О);

4) обращение как форма выражения отношений (Обр).

Рис. 28.1. Психологическая структура общения

Очевидно, что своеобразие восприятия, понимания, отношения и обращения в совокупности с содержательной стороной, с содержательным его наполнением и создают ту уникальность, которая характеризует общение конкретных людей.

В психологии принято выделять следующие закономерности общения:

— оно невозможно без общей, единой потребностной, ценностной основы у партнеров но общению. Наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров создает благоприятные предпосылки для налаживания конструктивного общения;

— оно не терпит дефицита, вакуума. Общение является одной из базовых потребностей личности и потому невозможность ее полного удовлетворения заставляет человека искать пути, средства и способы ее реализации;

— общение должно развиваться, наращиваться, совершенствоваться. Если этого не происходит, то общение затухает, либо приобретает формальное содержание и формы, что приводит к его деформации и разрушению;

— необходим позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так и понимание идущей от такого партнера информации. Известно, что человек .четче воспринимает и принимает полицию, точку зрения того, на кого он позитивно настроен, и, наоборот, при негативном настрое на источник информации возникает персонифицированный барьер восприятия и принятия информации.

В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:

— коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);

— перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

Источник:
Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности
Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности Психология профессионального межличностного общения При изучении данной проблемы важно иметь в виду два обстоятельства
http://studme.org/158011175525/psihologiya/sotsialno-psihologicheskie_problemy_professionalnoy_deyatelnosti

COMMENTS