Семья в обществе

Семья в обществе

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и несоответствующее общественному развитию.

Далее остановимся подробнее на сущности тех эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе. Рассмотрим конкретные примеры этих изменений.

В начале XX в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатеносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения женщины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с изменением положения женщины в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины — женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе семейства — отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Число патриархальных семей в настоящее время сокращается. Традиционные роли, когда женщина ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья — семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.), где представители 2—3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. В настоящее время в России около 40 млн семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus — ядро).

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми — им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов, 10—15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде всего из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, экологии).

Растет количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют неподготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются супружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период непрост, так как молодые супруги воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации. Согласно статистике, самые непрочные браки — ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.) установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

Семья в современном обществе 2 (стр

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32

Семья в современном обществе

ученица 11 «Б» класса

Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе . 4

1.1. Семья как объект социологического исследования . 4

Глава 2.Проблема неполных семей . 14

2.1. О семьях с одним родителем . 14

2.2.Негативные факторы воспитания . 19

2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации . 24

Люди есть такие –

Если спросите: кто это?

Вам не долго ждать ответа.

На вопрос отвечу я:

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.

-раскрытие понятия эволюции семьи и места неполных семей в современном обществе.

-определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время

-выделить и провести анализ основных функций современной семьи

-на основе этого выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей

-найти пути выхода из сложившейся ситуации

Я считаю нужным освятить эти проблемы, так как в последние десятилетия XX века и, особенно в начале нового тысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, может произойти распад семьи как социальной системы. Я считаю, что уже сейчас необходимо искать пути решения данной проблемы.

Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе

1.1. Семья как объект социологического исследования: структура, жизнедеятельность, тенденции и проблемы

Примерно до середины XIX века семья рассматривалась как изначально моногамная ячейка общества.Философов античности, средневековья и отчасти Нового времени семья интересовала не как социальный институт, а интересовало только ее отношение к социальным порядкам и к государству. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьи патриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьей и собственностью. Гегель писал: «Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака».[1]

Таким образом, в процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества.

Резко возрос интерес к проблемам семьи в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека: на его положение на работе, в быту, в семье.

Такие изменения Э. Тоффлер определил как переход к информационному обществу. Он говорил о том, что до индустриальной революции формы семьи были неодинаковы. Когда господствовало сельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях под одной крышей и работали вместе как производственная ячейка («общая семья» в Индии, «задруга» на Балканах, «большая семья» в Восточной Европе). И семья тогда была неподвижной – она своими корнями уходила в землю.

Во время индустриальной революции семьи испытали стресс от перемен: внутри каждой такой семьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной, социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах.

Начиная с 70-х годов XX века, прежняя нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается число детей, рожденных вне брака. В 1997 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93%[2] .

Таким образом, можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

· Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;

· Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

· Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Соотношение удельного веса между этими видами семей в России по структурному признаку следующее:

· Нуклеарная семья – около 80%;

· Неполная семья – около 19%;

· Родственная семья, с несколькими брачными парами и многодетная – 1%.

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства».[3] Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

-Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

-Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;

-Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

-Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

-Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

-Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

-Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

-Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

-Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: а) семья как социальный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; б) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.

Но нельзя говорить о том, что кризиса института семьи нет, он есть и, самостоятельно, без помощи государства и других социальных институтов, семье не подняться.

1.2. Типы и функции семей

Типы семей. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). При классификации семей исходят из сочетаний видов семей, описанных в п.1.1.

1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.

2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.

3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.

4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).

Источники:
Семья в обществе
Обществознание. Учебник для 10 класса
http://tepka.ru/Obschestvoznanie_10/100.html
Семья в современном обществе 2 (стр
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №32 Семья в современном обществе Выполнила: Борисова Анна, ученица 11 «Б» класса
http://mirznanii.com/a/214128/semya%2Dv%2Dsovremennom%2Dobshchestve%2D2

COMMENTS