Семья в психологии

Семья в психологии

Центр психологии и медиации СемьЯ был создан 14 июля 2015 года.

Миссия нашего Центра — развитие позитивной коммуникации в обществе между людьми и во внутриличностном общении человека с самим собой. Показать полностью…

Мы используем медиацию как процедуру, метод и философию, медиативный подход, а также такие виды психотерапии, которые при помощи эмпатии, тепла, искренности, равенства, активного слушанья, внимания и доброжелательности создают терапевтические отношения, которые излечивают больную душу человека и помогают ему самостоятельно разрешить собственные конфликты.

Мы работаем в двух зонах человеческого бытия: в его внешнем конфликте с другими и в его внутриличностном конфликте с самим собой. В нашем обществе довольно часто можно услышать мнения о том, что конфликтов надо избегать или с ними надо бороться. Но, жизнь человека всегда протекает в состоянии конфликта, уже исходя из того, что наше бытие не есть бытие другого, проще говоря, мы – не есть другие. Таким образом, конфликт – это неотъемлемая часть нашей жизни, с которой надо конструктивно научиться общаться.

Если говорить о внутриличностном конфликте, то он возникает там, где также нет единства и целостности – только в рамках нашего внутреннего мира. Наше истинное «Я» – это то, что мы обретаем на протяжении всей жизни, формируя себя через общение с другими с самого раннего возраста. Однако часто это общение и способствует возникновению такого внутриличностного конфликта.

Наш Центр строит свою работу, исходя из принципа клиент-центрированного подхода в психотерапии, который предполагает, что изначально природа человека позитивна.

Также важен для нас постулат Карла Густава Юнга о том, что наша психика направлена и стремиться к самоисцелению.

Развивая мысль экзистенциальной психотерапии, мы верим, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор. Увидеть и осуществить этот выбор помогает принятие ответственности за свою жизнь на себя. Работа над собой наделяет властью над собственной жизнью самого человека. Она учит его самостоятельно отвечать за свои поступки, а ведь только самостоятельный и свободный человек способен по-настоящему выстраивать свои отношения.

В психологии, помимо вышеперечисленных направлении есть множество других. Мы верим, что каждое из этих направлений ведет человека к себе, и ни одно из них не может являться приоритетным. Мы одинаково уважаем каждое направление, будь то психоанализ, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, психодрама…

Задача нашего Центра – организовать и поддерживать в процессе общения с клиентом отношений, которые ощущаются как уникальный опыт живой связи. В процессе этой связи можно будет проработать внутриличностные конфликты, эмоциональные блоки, деструктивные паттерны… Но это задача уже наших клиентов. Создание таких отношений – вот задача нашего Центра, так как именно они приводят к появлению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободно и защищено, что позволяет себе исцелиться.

Через выстраивание доверительных отношений на психотерапии, медиации или тренинге мы помогаем людям обретать свою целостность и быть в итоге более счастливыми и реализованными. Веб-сайт: http://www.cmtnn.ru/ Место: Генкиной, дом 44, офис 14, Нижний Новгород, Россия

Занятия будут проводиться в июне (точные сроки — по согласованию с набранной группой).

— поработать с телом – научиться расслабляться, двигаться свободнее и жестикулировать во время выступлений;

— поработать с голосом и дикцией – научиться звучать свободно, говорить выразительно и чётко;

— научиться говорить связно, объяснять понятно, импровизировать.

— расширить словарный запас;

— по техникам запоминания и эффективному чтению,

— по гармоничному развитию психических процессов для детей от 2 до 10 лет,

— курсы для преподавателей и родителей по эффективной работе с дошкольниками,

-курсы ораторского мастерства для подростков и взрослых.

Опыт работы с аудиторией от 2-х до 200 человек.

8 952 472 40 99

— Сколько чувств вы испытываете! И как вам нравятся ваши чувства! Как вы видите свои чувства! Как ваш фокус внимания направлен на ваши собственные чувства! А где чувства ребенка? А что вы знаете о них? Что чувствует ваш ребенок, если он не хочет идти в школу?

И мама — не могла ответить. Потому что действительно видела одни только внешние проявления ребенка, и обращала внимание только на свои собственные чувства!

И как часто это бывает с нами, родителями! Мы обращаем внимание на свои чувства. В нас много своих чувств. В нас бывает много недовольства ребенком, возмущения им, его бессердечностью или бесчувственностью. В нас есть горячее негодование тем, что ребенок что-то не делает, или что-то делает не так. Мы испытываем бессилие, переживаем разочарование или страдаем от «эгоизма» детей.

Но так ли хорошо мы понимаем и знаем чувства наших детей? Мы иногда даже забываем, что их дети — живые, чувствующие существа. Что им может быть больно, что они могут огорчаться или обижаться, что они могут страдать, переживать, бояться, стыдиться, возмущаться и ненавидеть!

Но если мы не понимаем, не видим их чувств — как можем мы их понять? Но именно чувства ребенка являются одним из главных мотивов, определяющих все его поведение. Его чувство одиночества заставляет его совершать какие-то поступки, чтобы привлечь к себе внимание (и как много среди таких поступков — плохих, глупых, поспешных!) Его чувство ненаполненной ценности и значимости — заставляет совершать какие-то выходки, за которые мы потом его критикуем. Его желание быть любимым, принятым — влечет его в отношения (иногда далеко не лучшие!), к людям (иногда далеко не лучшим!) Его усталость или просто плохое настроение, недовольство собой — приводит его к «плохому поведению», к тому, что мы, взрослые, называем капризами, «мотанием нервов».

Но мы, взрослые, сами иногда так же «плохо» себя ведем, срываем свое раздражение на других, капризничаем, совершаем глупые поступки, даже осознавая, что делаем неправильно. Мы делаем это тогда — когда нам плохо внутри! Именно тогда, когда нам плохо внутри, когда мы полны негативных чувств, — мы и ведем себя плохо «снаружи»! И наши дети, опять же, ничем не отличаются от нас, взрослых.

Дети плохо себя ведут только тогда, когда им плохо внутри! Вот почему нам, взрослым и надо чувствовать не только свои собственные чувства — но и обращать внимание, пытаться понять — что чувствует ребенок!И если мы видим плохое поведение ребенка — первое, что мы должны сделать — это спросить себя — что он сейчас чувствует, если он так себя ведет!

Любить ребенка — это и значит понимать его чувства. Любить ребенка это значит, увидя плохое поведение ребенка — понять, что ему самому сейчас плохо — поэтому он так себя и ведет. Любить ребенка — это значит, поняв, что ему сейчас и так плохо — не делать ему еще хуже своей критикой и непринятием. Любить ребенка — это понять его чувства и помочь им измениться. И, когда изменятся его чувства — изменится и его поведение.

Когда мы сами совершали какие-то «плохие» поступки, продиктованные нашей неуверенностью или одиночеством, нашей потребностью в любви или желанием отстоять собственное достоинство — мы меньше всего нуждались в критике, отвержении, наказании. Нам в такие минуты нужно было, чтобы нас кто-то понял, помог нам понять, что с нами происходит. Нам нужен был кто-то, кто поверил бы в нас, подсказал нам выход из ситуации. Нужен был кто-то, кто бы нам посочувствовал — в лучшем смысле этого слова, почувствовал бы то, что чувствуем мы, и, понимая нас, поддержал нас в этой ситуации.

Ребенку в такие минуты тоже нужна поддержка — наше сочувствие, наше понимание его чувств. И понимание его чувств поможет нам найти ту правильную интонацию в разговоре с ребенком, которая поможет вместе с ним проанализировать его поступки, не разрушая при этом его личности критикой и отвержением. Если ты понимаешь, что за дракой, в которой «отличился» твой ребенок стоит обида, задетое самолюбие, желание постоять за себя, или потребность показать свое превосходство, самоутвердиться, то тогда вместо критики: "Ты почему подрался, плохой мальчишка! Разве можно так себя вести!" ты скажешь:

— Я понимаю, почему это произошло. Ты обиделся на этого мальчика и хотел постоять за себя. (Тебе важно было отстоять свое мнение…Ты хотел показать, что ты сильный…) Я понимаю, что есть причины, которые заставили тебя так поступить. Но, чтобы стоять за себя (отстаивать свое мнение, показывать свою силу) — не обязательно драться. Драка — это плохой поступок. Постарайся так больше не делать!

Понимание чувств ребенка поможет найти слова или действия, наиболее подходящие в этой ситуации для воздействия на ребенка. Оградит тебя самого от поспешных, неправильных действий по отношению к ребенку, как когда ты действовал, не учитывая его чувств и состояния.

«Что с ним происходит?», «Что он сейчас чувствует?» — это вопросы, которые на все долгие годы нашего совместного пребывания с ребенком должны звучать в нас. Именно так. Не «что с ним делать?», а «что с ним происходит?» Делать что-то ты будешь потом — поняв, что с ним происходит

Много лет назад моя трехлетняя дочь, придя из детского сада, заявила мне:

— Мама, я в детский сад больше никогда в жизни не пойду!

Я уже не однажды слышала ее недовольство тем, что надо идти в сад, видела ее нежелание туда ходить, но каждый раз дежурно отвечала ей: «Ты что, не понимаешь, нужно идти в сад… С тобой некому дома сидеть… Ты что, не понимаешь, маме нужно денежки зарабатывать…» Сейчас же дочь говорила с такой категоричностью, так «яростно», что я, удивленная этой интонацией, этими чувствами, не ответила ей дежурной фразой, а спросила, что произошло, если она не хочет больше идти в сад.

— Я больше никогда в жизни не пойду в детский сад, — сказала она опять категорично, — потому что меня в саду воспитательница назвала свиньей! И начала рассказывать, расплакавшись, как она кушала во время обеда и пила компот, и как она поставила чашку с компотом на стол, но чашка упала, и компот пролился на стол и на пол, и воспитательница сказала, что если она такая свинья, то будет есть из миски и жить в туалете…

— Я в детский сад никогда в жизни не пойду! — закончила дочь так же категорично, и я, пожалуй, впервые вдруг почувствовала то, что чувствует мой ребенок: действительно — как можно после этого пойти в сад! Но — «маме надо денежки зарабатывать», и «с ней некому сидеть». Вечером я решила, что дочь я в сад, конечно, отведу, просто поговорю с воспитательницей, что так нельзя разговаривать с ребенком.

На другое утро я разбудила дочь в сад. Она проснулась, села в кроватке и сказала:

— Я не пойду в сад! И заплакала. И я, глядя на нее, поняла, что я не могу туда ее отвести. Просто нельзя такого обиженного, оскорбленного, боящегося воспитателя ребенка отвести в сад. Я просто чувствовала то, что чувствовала она, — и так понимала ее в ее чувствах!

Я позвонила на работу, объяснила, что у меня очень важные обстоятельства и я сегодня не могу выйти на работу. Отпросившись с работы, я подняла дочь и сказала:

— В сад ты сегодня не пойдешь, будем с тобой гулять, дома заниматься делами.

И как она обрадовалась моим словам! Мы провели дома вместе два дня. Два дня я не ходила на работу, понимая, что ребенок еще не отошел от страха и обиды. Что она не готова вернуться в ситуацию, где почувствовала себя униженной.

А я, вернувшись на работу, испытала сильнейшее затруднение, когда сотрудники стали расспрашивать меня — из-за чего я два дня не выходила на работу? И когда я объяснила причину своего отсутствия, одна из сотрудниц — категоричная, застывшая женщина — бросила презрительно: «Подумаешь, телячьи нежности…» Я не стала с ней спорить. Но сейчас, когда вспомнила об этом случае, подумала, что слова ее были очень правильными. Действительно, это были телячьи нежности. Потому что дети — как маленькие телята — нежные, доверчивые. Они живые и чувствующие. И нам, умным, правильным и иногда бесчувственным взрослым, полезно чаще находиться в их телячьих нежностях…

Типы семей и их характеристика в психологии

Сегодня нас будут интересовать типы семей и их характеристика. Данный вопрос играет важную роль в современном мире. Ведь семей и их «разновидностей» много. Правильное определение ячейки общества поможет вести верную политику отношений, а также выстраивать воспитание детей так, чтобы они получали максимум пользы и минимум вреда. Нередко характеристика семьи позволяет выявить потенциальную угрозу того или иного характера в отношении ее членов. Так какие встречаются ячейки общества? Чем характеризуются? Какими особенностями обладают?

Типы семей и их характеристика разнообразны. Дело в том, что в психологии разделение, как и в любой другой области, можно вести с разных позиций. Например, по количеству детей.

Есть бездетные семьи. Или, как их сейчас принято называть, «чайлдфри». Обычно это пары, которые не имеют никаких детей: ни усыновленных, ни своих собственных. Можно сказать, просто мужчина и женщина, вступившие в брак.

Однодетная семья — та, в которой всего один ребенок. Довольно распространенный вариант в России. В психологическом смысле такое решение может повлечь за собой определенные последствия. Например, велика вероятность воспитания эгоиста.

Малодетная — семья, в которой, как правило, два ребенка. Встречается тоже очень часто. Психология в такой ячейке общества играет важную роль. Придется соблюдать гармонию взаимоотношений, чтобы не повредить хрупкую детскую психику с рождением второго малыша.

Многодетная — ячейка общества, которая имеет 3 детей. Хотя сейчас принято называть такие семьи среднедетными. Это понятие почти изжило себя, так как более 3 малышей сейчас в России мало кто заводит. Если же опираться на понятие среднедетности, то многодетные семьи — это «общины», в которых 4 и более малышей.

Типы семей и их характеристика — крайне важные моменты, которые помогают взрослым и детям. В частности родителям, которые до сих пор не могут оторвать собственных выросших малышей «от юбки». Дело в том, что семья — это понятие растяжимое. Даже в психологии выделяют разнообразные ее типы. Например, можно обратить внимание на классификацию по месту человека в той или иной ячейке общества.

Есть родительская семья — это та, в которой личность рождается. То есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет. А может, даже дольше.

Имеет место такое понятие, как репродуктивная семья. Как раз она и является истинной. Это семья, которую человек создает самостоятельно. В нее обычно входят дети и супруг(а). Так что, говоря о роли семьи в жизни человека, важно уточнять, о какой именно идет речь. Неправильно, если родительская станет важнее репродуктивной. Хотя здесь каждый позицию выбирает для себя сам.

Типы семей и их характеристика этим не ограничиваются. Есть и еще несколько довольно интересных классификаций. Сейчас они встречаются в психологии, хотя раньше их не было.

Трудно поверить, но на данный момент семьи классифицируют, как только могут. К примеру, уже есть такое понятие, как разделение по месту проживания той или иной ячейки общества.

Какими могут быть типы семей в психологии (характеристика оных тоже будет представлена нашему вниманию), если говорить о том, где живет та или иная «община»? Встречаются матрилокальные семьи. Это репродуктивные «варианты», которые проживают с родителями жены. На практике такие ячейки общества долго не существуют, обычно они распадаются в первые годы совместного проживания. Есть патрилокальные семьи. Соответственно, это такие ячейки общества, которые живут с родителями мужа. Тоже крайне нестабильны, быстро распадаются, в них много конфликтов.

Неолокальные семьи — это, как правило, самостоятельные ячейки общества. Они живут в отдаленных от родителей местах. Типичная репродуктивная семья, которая ни от кого не зависит. Идеально подходит для рождения детей и их воспитания. Если вовремя не стать неолокальной ячейкой общества, можно вообще лишиться собственной репродуктивной семьи. Это необходимо учитывать.

Типы семей и их характеристика в психологии играют важную роль. Помимо уже перечисленных вариантов можно рассмотреть состав «общин». Тут тоже есть своя собственная классификация.

Есть семьи полные. В них, как правило, есть оба родителя и хотя бы один ребенок. В противном случае такая ячейка общества называется неполной. В ней нет одного из родителей либо она считается бездетной.

Также выделяют обычно составные семьи. В них есть родители и несколько детей. Не важно, родных или усыновленных. Это крайне распространенный тип, который включает в себя множество особенностей. Одна из них — это взаимоотношения детей. Придется этому моменту уделять отдельное внимание.

Теперь стоит обратить внимание на то, что типы семей в психологии семьи также имеют несколько основных категорий. Довольно сложных. Их нужно рассматривать отдельно. Ведь особенностей у подобных ячеек общества более чем достаточно.

Чаще всего встречаются нуклеарные семьи. Это такие ячейки общества, в которых имеет место только одно поколение людей. Причем представлена такая семья только родителями (или одним из них), а также детьми. И не более того. Можно сказать, что каждая полная семья — нуклеарная.

Нередко такие «общины» называют еще простыми. На то есть свои причины. Они станут понятны, если узнать прочие типы семей. Характеристика современной семьи — вещь непростая. Но не только нуклеарные варианты встречаются. Выделяют еще некоторые «разновидности» ячеек общества.

Последний распространенный тип — это патриархальная семья. Ее также называют еще сложной. Включает в себя несколько поколений. Обычно вместе могут проживать бабушки-дедушки, родители, молодые пары, внуки, братья и сестры. В общем, вся родня.

Обычно тут встречаются конфликты во всех областях. И во взаимоотношениях, и в ведении быта. И членам семьи придется приложить немало усилий, чтобы ее сохранить.

Типы семей и их характеристика в психологии — это важные моменты. Они позволят подготовиться к тем или иным проблемам, обезопасить себя и своих детей.

Как ни странно, но типы семей и их характеристика могут зависеть от воспитания детей. Моделей поведения не так уж и много. Тем не менее каждая из них имеет определенные особенности. Какие варианты могут встречаться?

Воспитание «вседозволенность». Комментариев не требует. В таких семьях детям разрешено делать все, что они хотят. Никаких запретов и ограничений. Родители, как правило, пристально следят для своим малышом, но удовлетворяют все его потребности.

Также есть модель под названием «безнадзорность». В таких семьях родители постоянно заняты, а дети предоставлены «сами себе». Должного внимания тут малышам оказываться не будет. Чаще всего такие дети попадают под «влияние улицы».

Как говорится, из крайности в крайность. Типы семей в психологии семьи по отношению к воспитанию выделяют еще как минимум две модели поведения родителей. К примеру, по типу «Золушки». Характеризуется отверженностью ребенка, он чувствует потребительское отношение к себе. Можно сказать, дети в таких семьях — «аутсайдеры», они для взрослых — обуза. Особенно тяжко приходится малышам, которые не одни в семье. В таких случаях есть «любимчик», которого окружают любовью и вниманием. Крайне опасный вариант развития событий. Психологические проблемы и комплексы ребенку будут обеспечены!

Последний вариант воспитания — это «ежовые рукавицы». Можно сказать, что тут просматривается явная тирания со стороны родителей, культ взрослых. Дети в таких семьях бесправные, у них вокруг одни запреты, живут они «по указке родительской». Можно сказать, что основное направление в воспитании в данной ячейке общества — это устрашение малыша. Очередная крайность, которая приводит к пессимизму, гиперответственности, лишает возможности радоваться жизни, наращивает комплексы и страхи, вплоть до панических атак.

Источники:
Семья в психологии
Центр психологии и медиации СемьЯ был создан 14 июля 2015 года. Миссия нашего Центра — развитие позитивной коммуникации в обществе между людьми и во внутриличностном общении человека с самим
https://vk.com/cmtnn
Типы семей и их характеристика в психологии
Семьи бывают разными. И у каждого типа есть своя характеристика в психологии. Какими могут быть семьи? Какие особенности у них имеются? Что зависит от типа семьи? Обо всем этом читайте в данной статье.
http://fb.ru/article/247873/tipyi%2Dsemey%2Di%2Dih%2Dharakteristika%2Dv%2Dpsihologii

COMMENTS