Взаимоотношения в семье

2 Взаимоотношения в семье

Проблемой семейных взаимоотношений занимались многие психологи, такие как А. Я. Варга, Т.В. Андреева, Е.Е. Маккоби, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер и др.

Существует обширная литература в области психологии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей. Следует отметить богатство категорий, используемых для описания системы «родитель — ребенок». Так, используются разные термины: «типы воспитания», «стиль воспитания», «тактика воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т. д. [13]

По Т.В. Андреевой все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.[14]

З. Матейчек полагает, что развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. [15]

Типы семейных взаимоотношений. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом А.В. Петровский предполагает, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. [16]

По мнению С.В. Ковалева, стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении со взрослыми подросток более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми. [18]

Варга А.Я. предлагает следующую типологию родительского отношения:

— принимающее авторитарное родительское отношение. Находит выражение в общем эмоционально положительном (принятии) или эмоционально отрицательном (отвержении) отношении к ребенку;

— «маленький неудачник». Взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому «существу». Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их;

— симбиотическое родительское отношение. Взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей;

— симбиотически-авторитарное родительское отношение. Взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. [19]

Характер взаимоотношений в семье предопределяет стиль семейного воспитания. Интегрируя мнения разных авторов и пытаясь собрать наиболее существенное, можно выделить следующие стили:

1. Гармоничный стиль. Основан на любви, ответственности, внимании, при котором разумно сочетаются методы поощрения и педагогически оправданного наказания, проявляется развивающая забота старших о младших и почитается родительский авторитет. Признаки гармоничной семьи:

— все члены семьи умеют доброжелательно и искренне общаться между собой, слушать и доверять, оказывать поддержку друг другу;

— имеют соответствующие обязанности, разделяют ответственность за состояние дел в семье;

— учатся уважать других людей, принимать их такими, какие они есть;

— придерживаются общей системы ценностей, знают свои права и обязанности;

— хранят и чтят семейные традиции, дети знают о жизни своего рода, уважают старших и всегда приходят им на помощь;

— ценят чувство юмора, имеют позитивное отношение к жизни;

— относятся к семье как к «месту психологической разгрузки», в ней созданы условия для личностного роста и интеллектуального развития;

2. Либеральный стиль. Ему свойственны теплые родительские отношения и недостаточный уровень контроля, нередко переходящий во вседозволенность;

3. Авторитарный стиль. Отличается приниженным уровнем эмоционального приятия (нередко скрываемым) и подчеркнуто высокой степенью контроля, требованием исполнения заведенных в семье правил и предписаний;

4. Попустительский стиль. Выражается в предоставлении ребенка самому себе, следствием чего нередко являются проявления негативного поведения, правонарушений, чрезмерные, а порой и неприемлемые развлечения, плохая учеба и т.п. [20]

Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

потворствующая гиперпротекация. Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков;

доминирующая гиперпротекация. Подросток находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа;

эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушка». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера;

гипопротекация. Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно не благоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов;

повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера. [21]

Согласно определению В.В. Чечета, семейное воспитание является одной из наиболее древних форм социализации и воспитания детей, органически соединяющей объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.

Характеризуя специфику семейного воспитания, В.В. Чечет особо подчеркивает значимость естественной теплоты, любви и сердечности в семейном общении и в отношениях, что служит мощным фундаментом для нравственно-эмоционального воспитания детей, особенно в сложных, переломленных социальных условиях, когда обостряются противоречия и когда дети в силу жизненной неопытности не в состоянии сделать правильный выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали и антиобщечеловеческими проявлениями. [22]

Сопоставление характеристики семейных взаимоотношений, родительского поведения и сформировавшегося в отношении ребенка родительского кредо поможет прояснить многое в функционировании конкретной семьи, тем более что на этой основе формируется внутренняя позиция ребенка в оценке отношения к нему родителей. Систематизация по данной позиции представлена Г.Т. Хоментаускасом. Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях:

«я нужен и любим, и я люблю вас тоже». Особенности типа семейного воспитания: эмоциональное принятие, сотрудничество и кооперация; взаимное уважение и демократический стиль общения; авторитарный тип воспитания. Особенности личностного развития ребенка: доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая самооценка и самопринятие; социальная компетентность; надежная привязанность;

«я нужен и любим, а вы существуете ради меня». Особенности типа семейного воспитания: воспитание кумира семьи; потворствующая гиперпротекация; культ ребенка и его желаний. Особенности личностного развития ребенка: эмоционально-личностный эгоцентризм; неадекватно завышенная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбивалентная привязанность;

«я не любим, но всей душой стремлюсь приблизиться к вам». Особенности типа семейного воспитания: низкое эмоциональное приятие ребенка, амбивалентность, явное или скрытое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной ответственности; доминирующая гиперпротекация; феномен делегирования и перфекционизма. Особенности личностного развития ребенка: низкая самооценка и самоприятие; искажение развития Я-концепции; чувство вины и неполноценности; тревожность и фрустрированность; перфекционизм; комфортизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегающий или амбивалентный тип привязанности;

«я не нужен и не любим, оставьте меня в покое». Особенности типа семейного воспитания: амбивалентность принятия, явное или скрытое отвержение; гипопротекация, безнадзорность; доминирующая гиперпротекация, строгость санкций и жесткое обращение; авторитарно-директивный стиль общения; отстраненность родителей. Особенности личностного развития: тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самоприятие и самооценка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру. [23]

Отмечено, что излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость, реже возбудимость и агрессивность. Отрицательное влияние на развитие личности ребенка оказывают и конфликтные отношения в семье. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация ребенка.

По мнению А.Е. Личко, важнейшим из социопсихологических факторов является ситуация семейного межличностного взаимодействия. Взрослый может стать объектом индивидуальной имитации, если в глазах подростка он занимает высокую статусную позицию. [24]

По мнению А.В. Болбачану, подростки стремятся не столько стать самостоятельными, сколько доказать свою самостоятельность взрослым; самая большая обида для них, когда их воспринимают как маленьких детей, без уважения; В действительности взрослость и самостоятельность только формируются, их нет еще, из-за чего общение между взрослыми и подростками полно трудностей и недоразумений. Все усилия подростков направлены на построение нового типа отношений со взрослым – «взрослый взрослый». [25]

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что в каждой семье складывается свой определенный тип взаимоотношений, который влияет на формирование и развитие личности подростка. В зависимости от того, какие взаимоотношения складываются в семье, на этой основе формируется внутренняя позиция ребенка в оценке отношения к нему родителей. Способность к сопереживанию и сочувствию является одним из главных условий развития комфортного состояния во взаимодействии. Недостаток неформального общения со взрослым, отсутствие доброжелательности, сочувствия, положительных эмоциональных контактов и многое другое могут являться причиной нарушения взаимоотношений между подростком и родителями.

Изученные нами в двух главах теоретические положения дают полное представление о понятии взаимоотношений подростков и родителей. Для дальнейшего изучения необходимо практическое исследование.

Взаимоотношения в семье

«Ревет сынок – побит за двойку с плюсом,

жена на локоны взяла последний рубль…»

Ситуация знакомая и привычная многим российским семьям. Как складываются взаимоотношения в семье чаще всего? Взрослые «куют благосостояние», а младшие этими благами пользуются, при этом каждый живёт своей жизнью. Идеальная семья реальна? Проблемы отцов и детей, кризис среднеговозраста, переходный возраст — каждой семье приходится проходить все этапы, от того, насколько она дружна и сплоченна, зависит успешное плавание семейного корабля. Почему? Кто не мечтает об идеальной семье?

Что такое идеальная семья, существует ли она в реальности? Согласно википедии, идеальная семья существует в определённый отрезок времени, при этом понятие идеальности зависит от принятых социальных и психологических норм. В идеальной семье царит благоприятный психологический климат: чувство защищённости и моральной удовлетворённости. Как добиться взаимности? Идеальная семья – это возможность развития каждого, взаимное уважение и высокая самоотдача. Так что, идеальная семья – это ежедневный труд каждого домочадца.

Разумеется, нет семьи без проблем. По результатам различных исследований, основные проблемы взаимоотношения в семье кроются в неумении общаться. Говорить о том, что волнует, передать свои переживания словами не умеет большинство россиян. Следующими по значимости и трудности следуют проблемы, связанные с воспитанием детей и интимными отношениями. И лишь четвёртую строчку занимают проблемы материального благополучия. Получается, что для семейного счастья нужно совсем немного: умение общаться бесконфликтно, сочувствие и сопереживание, понимание, умение наладить нормальную интимную жизнь и создать уютный дом, куда хочется вернуться, чтобы отдохнуть от жизненных сложностей. Слушать и слышать. А между тем многих проблем избежать просто, достаточно научиться слушать.

Что советуют психологи? Например, во время рассказа одного из домочадцев отложите в сторону газету и сосредоточьте внимание на нём. Смотрите ему в глаза и отвечайте не просто кивком головы, а репликой, которая передаёт содержание услышанного. Подумайте, почему ваш муж (сын или дочь) говорят об этом? Они хотят услышать совет или просто сочувствующие фразы, которые говорят о том, что вы их понимаете? Особенности взаимоотношений в семье свидетельствуют, что всего родители «грешат» именно первым вариантом. Они раздают советы, когда дети об этом не просят. Поэтому просто повторите своими словами услышанную фразу, например: «На улице холодно, а я забыла тёплый платок» — «Ты замёрзла, хочешь, я согрею чаю?»

Внимание и похвала — ключ к взаимоотношениям в семье

В несчастливых семьях не хватает обычного тепла, понимания и внимания. Вы помните, как была одета сегодня ваша жена? Просто больше внимания к деталям и добродушного отношения. Не забывайте друг друга хвалить, делать комплименты – это так просто, но доставляет немало приятных минут и вносит теплоту в общение. Общие интересы, семейные традиции.

Счастливая семья – это хорошая «погода» в доме. От чего она зависит? Как запрограммировать свой домашний прогноз на традиционное «ясно» и избежать проблем взаимоотношений в семье? Отличным «цементирующим» составом для семейного фундамента являются общие интересы. Подумайте, что будет интересно всем членам семьи, кроме просмотра ТВ, разумеется. Работы на садовом участке, караоке или прогулка на велосипедах за город? В семье, в которой есть общая страсть, всегда найдётся общая тема для обсуждения, а значит, тягостное молчание обойдёт ваш дом стороной.

Совместные интересы помогают сформировать семейные традиции. Отметить дебют дочери на сцене или отличное окончание учебного года приготовлением пирога по старинному семейному рецепту. Поездка за город в день рождения или катание на коньках на Рождество, Новый год. Не забудьте нарядить лесную красавицу, но для этого не обязательно ехать в заповедник. Достаточно купить новогоднюю елку искусственную в ближайшем магазине. И вообще, включите ваше воображение.

Кроме гастрономических радостей дарите друг другу новые впечатления: необычный день рождения или составление альбома семейных историй. Сказочная поездка к морю станет лучшим подарком для всей семьи.

Сгладить возрастные кризисы поможет саморазвитие каждого члена семьи. Особенности взаимоотношений в семье таковы, что все домочадцы должны взрослеть и духовно расти вместе. Родители проживают с ребёнком все его радости и огорчения, проходят вместе с ним все этапы развития. В такой семье кризис сорокалетнего возраста у главы семьи пройдёт гораздо спокойнее, чем в том случае, когда каждый живёт сам по себе. В счастливой семье не читают нотаций, а воспитывают своими поступками, образом жизни. Идеальная семья предполагает определённую свободу выбора, которая особенно важна для

подростков, когда речь идёт об увлечениях, друзьях и партнёров.

Как нет семьи без проблем, так нет роста без конфликтов. Важно научиться их решать. Обсуждать наболевшее, спорить и находить пути решения – это путь к разрешению многих конфликтов, а терпение и мудрое наблюдение помогают избежать многих проблем подросткового возраста. И напоследок. Не стоит копировать чей-то семейный уклад, создавайте свой вариант, берите лучшее и вносите в свою домашнюю историю. Наша жизнь напоминает фильм, каким он будет, зависит, прежде всего, от взрослых. Пусть ваша семейная история будет яркой, интересной, а взаимоотношения в семье добрыми. Супер Дама.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Взаимоотношения в семье: советы психолога для благополучия в доме

Взаимоотношения в семье: советы психолога для благополучия в доме

Семья – это и место для становления личности, и близкие люди, важней которых быть никого не может. Поэтому взаимоотношения в семье играют огромную, первоочередную роль в психическом развитии и благополучии каждого её члена.

Условно психологи разделяют семьи на благополучные и неблагополучные, постоянно сами себя поправляя: у каждой семьи свои проблемы. Чтобы свести проблемы к минимуму, изменить положение вещей в своём доме, необходимы элементарные базовые знания о психологии семьи и стремление создать благоприятную обстановку, в которой каждый смог бы развиваться по определённому природой пути, без помех и серьезных расстройств, комплексов, ошибочных представлений о мире, о себе и окружающих.

Для достижения этих благородных целей и во имя себя, учитесь строить взаимоотношения в семье. Будь вы главой семейства, главной хозяйкой в доме или ребенком (даже если вам уже за 20), вам не помешает узнать о простых правилах общения внутри семьи.

Взаимоотношения в семье требуют вашего постоянного участия, какую бы роль вы в ней не занимали. Не воспринимайте друг друга как нечто разумеющееся и вечное. Как только допустите такое отношение к любимым, семья начнёт рушиться. Подумайте, что из этого списка вы можете сделать для своих родных.

Взаимоотношения детей и родителей в семье (стр

Взаимоотношения детей и родителей в семье (стр. 1 из 3)

МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Чебоксары Чувашской Республики

и родителей в семье

Петров М. Л., учащийся 11 А класса,

Лукина А. А., учащаяся 10 А класса,

Александрова О.Г., учащаяся 10 Г класса,

Дмитриев А. Е., учащийся 10 А класса,

Ильина Е.В.. учащаяся 10 Б класса.

Чукмаркина Е.Ю., зам.дир. по ВР,

Михайлова К.Н., соцпедагог школы,

Павлова И.В., учитель начальных классов.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Наша жизнь разнообразна, но в то же время полна трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно и, конечно же, решать их. Особенно остро проблемы переживаем мы, подрастающее поколение, так как у нас еще недостаточный жизненный опыт, нет твердой почвы под ногами, и во многом зависим от своих родителей. Каковы же наши проблемы, что нас волнует? При опросе учащихся школы были выявлены такие волнующие вопросы.

Семья волновала умы философов, историков, деятелей культуры, социологов, педагогов, психологов во все времена.

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью…».

В социологии семья рассматривается как:

— первичная социальная группа, в которой начинается и протекает

социальная жизнь человека;

— основной фактор в социализации;

— социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на

основе принципов и правил, принятых в обществе;

— социальная система, все члены которой имеют определенные статус и

— общность, для которой характерна особая система межличностных

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Принципы воспитания таковы:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных

— открытость и доверительность отношений с детьми;

— оптимистичность взаимоотношений в семье;

— последовательность в своих требованиях (не требовать

— оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на

На самом деле, мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Это целый мир, в котором ребенок живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо грубым, лицемерным, лживым, что в конечном итоге может привести к нарушению им норм общества и права.

Взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Но на настоящем этапе много семей, где родители педагогически неграмотны, что ведет к нарушению гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, а в результате возникают конфликты, дети становятся замкнутыми, тревожными, недоверчивыми. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Все больше увеличивается количество так называемых неблагополучных семей, в которых в первую очередь страдают дети.

Не только душевными и физическими переживаниями детей вызывает тревогу эта проблема. Страшно то, что многие ребята из подобных семей совершают противоправные действия, вынужденно или преднамеренно. Поэтому проблема детско-родительских отношений остается неизменно острой.

Несмотря на общую картину благополучия, и в нашей школе проблема нарушения гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми одна из актуальных. Ее мы и решили рассмотреть и попытаться найти пути улучшения семейного микроклимата.

Целью данного проекта является вовлечение учащихся школы в активную работу по профилактике семейного неблагополучия, способствующего росту преступности среди несовершеннолетних, развитие навыков использования ИКТ в процессе работы над проектом и воспитание чувства самосознания учащихся.

Задачами проекта являются:

1. анализ причин, приводящих к семейной дисгармонии (разногласиям между родителями и детьми);

2. привлечение внимания школьной детской организации к проблемам детей и подростков из неблагополучных семей;

3. поиск путей практического решения данной проблемы и реализации мероприятий, призванных улучшить взаимоотношения между родителями и детьми;

4. объединение усилий актива школы, педагогов, Попечительского Совета и общественности для оказания помощи в преодолении непонимания между родителями и детьми;

5. способствовать внедрению в семьи навыков гармоничной жизни: поддержание в семье здорового психологического климата, атмосферы взаимоуважения, сохранения семейных традиций, проведение совместного досуга детей и родителей.

Предметом исследования явились учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых классов нашей школы и их родители.

Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его содержанию и воспитанию. Права и обязанности родителей узаконены в Семейном кодексе Российской Федерации. Статья 63 вышеназванного документа гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования ». В 65-ой статье Семейного кодекса оговаривается, что «при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Так почему же, несмотря на узаконенные обязанности родителей, у нас все больше детей, в глазах которых таится грусть по отсутствию родительского внимания? Почему мы остаемся один на один со своими проблемами? Почему же все больше родителей, проявляющих равнодушие к детям? А нам так хочется ласки, доброты, понимания, теплых слов, помощи в трудную минуту от вас, взрослые, и в первую очередь мы это ждем от родителей.

При разработке проблемы семейного неблагополучия мы при помощи социального педагога школы провели анкетирование среди учащихся по изучению уровня родительского внимания , целью которого явилось рассмотрение вопроса: достаточно ли уделяют внимание родители своим детям. Были опрошены учащиеся параллелей 5-ых, 8-ых и 10-ых классов (всего 435 учащихся).

В итоге были получены следующие результаты: родители более внимательны к своим детям, когда они еще маленькие – 86% родителей учащихся 5-ых классов уделяют им достаточно внимания (это по мнению детей). А по мере взросления этот показатель снижается: в 8-ых классах – 64%, а в 10-ых классах – 45%.

Таким образом, чем старше дети, тем больше они предоставлены себе, тем больше дистанция между ними и родителями, хотя им требуется ничуть не меньше родительского внимания, а может даже и больше. А под родительским вниманием дети понимают следующее:

— помощь в трудной ситуации;

— восприятие, как равного себе;

— интерес к успехам в школе и взаимоотношениям к друзьям;

— забота о будущем детей.

Так видят родительское внимание дети. А что же такое внимание в понимании самих родителей и уделяют ли они его на должном уровне своим детям? Это мы тоже постарались выяснить, проведя опрос среди родителей тех же учащихся.

Показатели во всех звеньях опрошенных расходятся, но не намного (в 5-ых классах на 6%, в 8-ых классах – на 14%), а в 10-ых классах 70% родителей считают, что они уделяют должное внимание своим детям, в то время, когда сами дети дали всего лишь 45% положительных ответов. Эти данные свидетельствуют о том, что в семьях все-таки существуют разные взгляды на родительское внимание. Если по мнению большинства родителей внимание заключается в том, что ребенок одет и сыт, то детям этого недостаточно.

Нами исследовались и традиции в семьях учащихся нашей школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых классов. 70% из них (из 435 учащихся) ответили, что у них есть семейные традиции, под которыми они понимают: празднование дней рождения членов семьи, различных праздников, таких как Новый год. Рождество, 23 февраля, 8 марта и т.д., совместный семейный отдых: выезды на природу, поездки на море, походы в кино, в театр, помощь бабушкам и дедушкам. 15% опрошенных учеников ответили, что они затрудняются ответить на вопрос, а следующие 15% ответили, что у них нет традиций.

Источники:
2 Взаимоотношения в семье
Проблемой семейных взаимоотношений занимались многие психологи, такие как А. Я. Варга, Т.В. Андреева, Е.Е. Маккоби, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер и др. Существует обширная
https://studfiles.net/preview/4122375/page:2/
Взаимоотношения в семье
Взаимоотношения в семье/ По результатам различных исследований, основные проблемы взаимоотношения в семье кроются в неумении общаться.
https://sdama.ru/vzaimootnosheniya%2Dv%2Dseme/
Взаимоотношения в семье: советы психолога для благополучия в доме
От семьи зависит благополучие каждого. Отношения внутри этой маленькой ячейки способны превратить жизнь в ад или в рай. Чтобы не случилось последнего, важно учитывать главные принципы семейной жизни.
http://fb.ru/article/28126/vzaimootnosheniya%2Dv%2Dseme%2Dsovetyi%2Dpsihologa%2Ddlya%2Dblagopoluchiya%2Dv%2Ddome
Взаимоотношения детей и родителей в семье (стр
МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики Взаимоотношения детей и родителей в семье Авторы проекта:
http://mirznanii.com/a/204026/vzaimootnosheniya%2Ddetey%2Di%2Droditeley%2Dv%2Dseme

COMMENTS