Зоны общения

Зоны общения

Личное пространство человека состоит из 4 зон общения.

1. Интимная зона (15-45 см) имеет очень важное значение, поскольку воспринимается человеком как личная собственность. Вторгаться в эту зону могут только самые близкие: супруги, родители, любовники, дети, близкие друзья, родственники, домашние животные.

2. Личная зона (46-122 см) – это расстояние, на котором мы предпочитаем держаться от знакомых людей на вечеринках, во время общения или на работе.

3. Социальная зона (122-360 см). На таком расстоянии мы держимся от незнакомых людей: сантехников и плотников, ремонтирующих наши дома, почтальонов, продавцов, новых сотрудников – словом, от всех, кого мы знаем недостаточно хорошо. 4. Публичная зона (более 360 см). Обращаясь к группе людей, мы предпочитаем стоять на таком расстоянии.

Эти расстояния уменьшаются при общении двух женщин и увеличиваются, если общаются двое мужчин.

Такое положение обычно занимают люди, ведущие неформальную, дружескую беседу. Эта позиция позволяет поддерживать зрительный контакт, делать разнообразные жесты и наблюдать за жестами собеседника.

Угол стола образует частичный барьер, чтобы никто из собеседников не чувствовал угрозы. При таком расположении не происходит территориального деления стола. Это наиболее стратегическое положение для проведения презентации. Переместив стул в положение В1, можно снять напряженность и повысить свои шансы на позитивный исход мероприятия.

Если собеседники мыслят одинаково или вместе работают над одной проблемой, они часто располагаются таким образом. Это одна из наиболее выгодных позиций для представления своего проекта, поскольку она позволяет установить зрительный контакт и дает возможность копировать жесты собеседника. Эта позиция настолько удобна потому, что собеседник В может передвинуть свой стул, а собеседник А при этом не почувствует вторжения на свою территорию.

Такое расположение позволяет во время переговоров подключить третью сторону.

Предположим, продавец проводит второе собеседование с клиентом и хочет привлечь к переговорам технического эксперта. В этом случае подобное расположение сработает идеально: технический эксперт может расположиться в положении С напротив покупателя А. Продавец сядет либо на место В2 (сотрудничество), либо на место В1 (угловое расположение). Это позволит продавцу оставаться «на стороне покупателя» и задавать эксперту вопросы по поручению клиента.

Оборонительная позиция, позиция соперничества (В3)

При таком расположении противники садятся напротив друг друга. Стол в этом случае выполняет роль барьера, что сразу же создает оборонительную атмосферу, атмосферу соперничества.

В деловой обстановке так садятся соперничающие друг с другом коллеги или начальник и подчиненный. Такое расположение на собственной территории сразу же позволяет установить отношения «начальник–подчиненный».

Если сотрудник В хочет убедить сотрудника А в чем-либо, соперническая позиция значительно снижает шансы на успешное проведение переговоров, если только она не была избрана как часть спланированной стратегии. Например, если А – это начальник, которому предстоит отчитать подчиненного, соперническая позиция придаст дополнительный вес его словам. С другой стороны, если сотрудник В хочет, чтобы А почувствовал себя более влиятельной и властной персоной, он может намеренно сесть напротив.

Такую позицию занимают люди, которые не хотят общаться с другими. Обычно так сидят посторонние в читальных залах, на скамейках в парке. Такое размещение говорит о том, что мы не настроены воспринимать чужие идеи. Если ваша задача – организовать открытую дискуссию, такого расположения следует избегать.

Сводные таблицы невербальных проявлений

Источник:
Зоны общения
Личное пространство человека состоит из 4 зон общения. 1. Интимная зона (15-45 см) имеет очень важное значение, поскольку воспринимается человеком как личная собственность. Вторгаться в
http://studfiles.net/preview/2091530/page:13/

Зоны общения

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии личности. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое,

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биение сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону воспринимается как покушение на неприкосновенность;

2) личная или персональная зона (45-120 см) для

обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

3) социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

4) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Исходя из содержания и условий рассматривают уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения:

1) первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой рассматривают преобладающее содержание, круг людей, с которыми преимущественно она контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности;

2) второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом или группой, может закончиться в один сеанс или может потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том, и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности или группы;

3) третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения в роли своеобразной элементарной частицы (единицы). Таким актом общения можно считать вопрос-ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

  • Психология личности — Зоныиуровниобщения
    Зоныиуровниобщения. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди.
  • Психология личности — Виды общения
    Зоныиуровниобщения. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны д. Загрузка. Скачать Получить на телефон.
  • Социальная психология — Уровни и функции общения
    Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посре. Уровни и функции общения. Самый примитивный уровеньобщения – фатический (от лат. fatuus – «глупый».
  • Психология личности — Общение и межличностные отношения
    Зоныиуровниобщения.
    Общение и межличностные отношения. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
  • Шпаргалки по психологии личности
    Уровни развития способностей.
    Зоныиуровниобщения. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны дистанц. подробнее ».
  • Психология общенияУровни анализа общения в психологии
    Уровни анализа общения в психологии. Общение можно рассматривать на различных уровнях. Все зависит от того, что берется за основу. Именно поэтому есть немало классификаций уровнейобщения.
  • Педагогическая психология — . ОБЩЕНИИ. УРОВНИОБЩЕНИЯ
    Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровниобщения
  • Психология общения — Невербальные средства общения
    4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.
    ¦ светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения
  • Общая психология — Уровни и функции общения
    Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посре. Уровни и функции общения. Самый примитивный уровеньобщения – фатический (от лат. fatuus – «глупый».
  • Социальная психология — Понятие и виды общения
    Уровни и функции общения.
    Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

найдено похожих страниц:10

Источник:
Зоны общения
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо
http://cribs.me/psikhologiya-lichnosti/zony-i-urovni-obshcheniya

Зоны общения

Тема 2.2. Профессиональное общение юриста.

Общение – это процесс установления целенаправленного прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми так или иначе связанного друг с другом в психологическом отношении.

Психотехника проф.общения – искусство управления техникой общения как своей, так и психикой другого человека (психологического воздействия).

Виды рефлексивного анализа («рефлексия» — анализ):

1. Ауторефлексия – анализ собственной личности и собственного поведения. Нарабатывается опыт самопознания и познания других людей.

2. Проективная рефлексия – анализ ситуации, которая должна произойти с вашим участием. Анализ как своих позиций и вариантов поведения, так и позиции и вариантов поведения других участников ситуации, на основе чего строится общее развитие ситуации.

3. Ретроспективная – анализ прошедшей ситуации, проверка правильности линии своего поведения, совпадения/несовпадения линии развития ситуации с результатами проективной рефлексии, выявление ошибок, их уче6т и поиск верных решений.

Если в ситуации «здесь и сейчас» удалось вступить в психологический контакт, то ничего в ситуации менять нельзя (например, изымать третьего-лишнего из этого помещения).

Неадекватная рефлексия – когда анализ не соответствует действительности, «сам себя накрутил» (Пример на лекции: история с молотком – есть гвозди, но нет молотка a можно попросить у соседа, но он, наверное, не даст, он такой бяка. ;))

Идентификация- отождествление себя с другим человеком. Попытка поставить себя на место другого и думать за него. (думать как он в этой ситуации – т.е. рефлексия, анализ).

Не рациональное осмысление проблем, состояний и позиций другого человека, а эмоциональный отклик. Эмоциональное понимание позиции другого человека. Эмпатию можно переживать, а можно демонстрировать.

Невербальные средства общения(ссылки на Алан и Барбара Пис «Язык теледвижений»).

Психотехника диагностики личности по внешним признакам.

75% информации передается по невербальным каналам (несловестно).

1. до 45 см – интимная зона (зона безопасности) a накапливаются негативные эмоции при вторжении в интимную зону без разрешения. При установлении доверительного общения не нужно вторгаться в интимную зону. НО:чтобы демобилизовать человека на определенное время a можно вторгаться с определенными вербальными посылками (тогда негативные эмоции точно будут).

2. от 45 до 1,5 метров – личностная зона.

3. 1,5 – 3 метров – социально-совещательная зона.

4. более 3 метров – публичная зона.

Позы:

1. открытые – отсутствие крестов и зажимов;

2. закрытые – присутствие крестов и зажимов.

Отзеркаливание – прием в психологии, копирование позы или жестов человека.

Цель: 1. установить позитивный контакт – чтобы показать Эмпатию.

2. убрать – нейтрализовать закрытую позу человека.

Скованная, выпрямленная поза с прижатыми друг к другу ногами. Означает нервное напряжение.

Руки ухватились одна за другую и большие пальцы трутся друг об друга – ожидание.

Ерзание на стуле, означает беспокойство. Ритмические движения руками и ногами, щёлкание авторучкой — тревогу, потерю интереса к происходящему.

Сидеть «верхом» на стуле a защита (такой жест выдает неуверенного в себе человека).

Стол – всегда преграда. Чтобы установить психологический контакт, нужно посадить человека рядом с собой, а не через стол.

Если 2 человека находятся в состоянии антагонизма, чтобы урегулировать конфликт – нужно посадить их напротив юриста рядом друг с другом (чувство взаимности, общности друг с другом.

Чтобы усилить конфликт между ними a посадить друг против друга с разных концов стола.

Жесты:

Активная жестикуляция может быть в случае:

1. в состоянии эмоционального возбуждения.

2. личность, неуверенная в себе или неуверенная в том, что говорит.

Отрицательное покачивание головой, потирание лба, закрывание ладонью глаз/рта a означает, что человек не согласен, не понимает, не принимает сказанное.

Покачивание ногой, постукивание пальцами, Щелкание ручкой, сбрасывание несуществующих пылинок с одежды a означает раздражение.

Таким образом, нужно дать человеку время остыть.

Если человек согласен – качает головой в знак согласия.

Неуверенность говорящего в себе или в том, что он говорит: засовывание руки в карманы, манипулирование с носовым платком, с галстуком, с волосами.

Прищуренный взгляд a означает пристальное внимание, наблюдение, повышенная готовность осуществить какое-то действие.

Взгляд искоса из-за плеча a означает презрение, пренебрежение, настороженное наблюдение.

Фиксированный, твердый, прямой взгляд, одновременно суженный a критическая оценка, недоверие, возможность агрессивной реакции.

Резко усиленное и неравномерное моргание a наличие сложных эмоциональных реакций у личности, нервозности.

Прямой взгляд в глаза без моргания a угроза, вызов, демонстрация властных полномочий.

Закрытие рта рукой, потирание носа a человек говорит неправду или не хочет говорить то, что говорит.

У лиц женского пола жест нога на ногу не всегда закрытая поза (крест). Иногда «вызов» или просто привычка.

— у женщин — машинальные жесты с волосами, поглаживание запястий, поглаживание руками бёдер;

— у мужчин – жесты с волосами, поправляет галстук.

Человек, как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых, в качестве основных, можно выделить три: внешний мир, социальный мир и внутренний мир.

Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования ее в своих целях. Это мир науки, техники, практики, объектных отношений, в которых нет ничего личного.

Социальный мир («наш мир», «мир, в который вместе со мной входят и другие люди») – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Взаимодействие с «социальным» миром – это становление деятельности и развитие человека, как субъекта предметной деятельности, в ходе которой формируются его психические качества.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти источники и понять направленности его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Другими словами, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений. Усваивая в деятельности, во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект.

Когда речь идет об отношениях личности в смысле личной отнесенности человека к миру и связанных с этим переживаниях, то необходимо обратиться к следующему миру, в котором живет человек – это внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности», существование с другими людьми. Это мир, в который может войти предметная деятельность как «моя лично» деятельность. Социальное поведение входит во внутренний мир как межличностное отношение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение.

В каком бы мире мы не рассматривали бы жизнь человека, одной из основных, базовых категорий, характеризующих его как личность, выступает категория отношения. Совокупность психологических, субъективных отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям и самому себе определяет позицию человека как личности.

Отношения складываются в процессе социального взаимодействия и общения.

Для структурирования результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия (рисунок).

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью – свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей. Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические (рост, голова, руки и т.п.), физиологические (кровообращение, дыхание, потоотделение и т.д.), функциональные (осанка, поза, походка) и паралингвистические (мимика, жесты, телодвижения) характеристики.

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, место и время общения. Сокращение времени общения при восприятии снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию об объекте восприятия. При длительном и тесном контакте могут проявляться снисходительность и фаворитизм (благосклонность).

Составной частью межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношенияэто субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Для правильного понимания сущности межличностных отношений важно уяснить их место в реальной системе жизнедеятельности людей. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на «расположение» межличностных отношений, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Одни авторы рассматривают их в одном ряду с общественными отношениями, в основании их или на верхнем уровне. Другие считают, что межличностные отношения – это отражение в сознании общественных отношений. По мнению Г.М. Андреевой, природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений.

Важной специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что отношения, возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной психологии различаются три основных вида или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все эти виды эмоциональных проявлений. В социальной психологии обычно характеризуются чувства. Причем, необходимо обратить внимание на то, что термин употребляется не в строгом смысле.

«Набор» чувств разнообразен. Их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Характеристика межличностных отношений предполагает рассмотрение составляющих, которые образуют, в своей совокупности, процесс установления и развития этих отношений. Основными составляющими являются: межличностное восприятие, межличностная совместимость и межличностный конфликт.

О межличностном восприятии мы говорили выше. Необходимо только отметить, что роль межличностного восприятия очень важна. Это связано с тем, что на основе внешней стороны поведения, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль в установлении межличностного отношения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий. Во-вторых, потому, что от меры точности понимания другого человека во многом зависит успешность совместных действий.

Основные типы межличностных конфликтов:

1. Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Различия в ценностях не обязательно ведут к конфликтам. Люди разных взглядов, убеждений могут иметь хорошие отношения. Конфликт возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая определенные модели их поведения во взаимодействии если в основе поведения участников межличностных отношений разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты.

2. Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.

3. Конфликты, возникающие из-за нарушения норм и правил взаимодействия. Нормы и правила взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей регулятивную функцию. Их нарушение, в любом случае, может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия. Кроме того, необходимо учитывать то, что сознательное нарушение норм или правил связано с желанием их пересмотра.

Межличностный конфликт как факт разногласий, разных позиций, интересов людей сам по себе ни плох, ни хорош. Он содержит в себе риск, опасность ухудшений или разрушения отношений людей, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию. Если мы воспринимаем конфликт не как угрозу или опасность, а как необходимость изменений в наших отношениях, то благодаря этому мы адаптируемся к новой ситуации, обстоятельствам, позиции друг друга, что позволяет сохранить отношения (О конфликтах будет обстоятельный разговор на отдельной теме).

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они рождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения (там же).

Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния) – когнитивная эмпатия. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния другого, но и сопереживания ему – эмоциональная эмпатия. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Он предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархические организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатии обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и часто быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных – спрессовано, динамично.

Межличностные отношения возникают, проявляются и формируются в процессе общения. Вообще, общение есть реализация всей системы отношений человека. Общению посвящена следующая тема.

Источник:
Зоны общения
Тема 2.2. Профессиональное общение юриста. Общение – это процесс установления целенаправленного прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми так или иначе
http://studopedia.su/7_17766_zoni-obshcheniya.html

Зоны общения

Дистанции и зоны — это пространство общения, ярко выраженный знак отношения к партнеру, к ситуации, к своему месту и роли. Каждый человек неосознанно чувствует вокруг себя некоторую свободную зону. Она комфортна, если никто не вторгается в нее без разрешения Чувство своей зоны или своего пространства появляется у человека очень быстро: на второй день какого-либо мероприятия человек стремится сесть на «свое» место и испытывает чувство дискомфорта, если его кто-то занял.

Дистанции и зоны общения принято разделять на интимную, личную, социальную, публичную и открытую. Раскроем их подробнее:

1. Интимная зона. Расстояние тел от соприкосновения до полуметра — это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону только если безусловно доверяем ему.

Интимную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя — до 15 см.

Дальняя — до 0,5 м — общение с близкими друзьями, хорошо знакомыми людьми.

Интимная зона — как бы невидимый кокон, в котором мы чувствуем свою отделенность от всего остального мира. В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. С помощью прикосновений осуществляется проникновение в интимную зону.

2. Личная зона. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Также личную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя — 45 — 80 см. Это зона плодотворного делового общения.

Дальняя — до 1,5 м. В нашей культуре — норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении. Естественно, следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию. К примеру, в лифте, в транспорте и других местах расстояние между незнакомыми людьми может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил:

— ни с кем нельзя разговаривать, даже со знакомыми;

— не смотреть на других в упор;

— никакого проявления эмоций — лицо должно быть совершенно бесстрастно;

— если вы держите в руках газету, следует полностью погрузиться в чтение;

— движения должны быть тем ограниченнее, чем теснее обстановка;

— в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой или на панель управления.

3. Социальная зона — зона для поверхностных контактов.

Социальная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

Ближняя — от 0,5 до 2,0 м. Общение без общения. Незнакомые люди.

Дальняя — от 2 до 2,5 м. — руководители, люди, претендующие на власть.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть максимально удалены или максимально приближены к слушателям, но тем не менее остаются вне личного общения с ними. В транспорте, в кафе, в зале ожидания люди обычно стараются вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется степенью готовности приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет находиться с ним рядом. Социальная зона в основном определяется ситуацией общения, и в наименьшей степени — субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане человек на подсознательном уровне считает половину стола своей территорией и инстинктивно охраняет ее от соседа.

4. Публичная зона общения.

Публичная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

— Ближняя от 3 до 8 м. — лектор, оратор

— Дальняя от 8 метров. — оратор на стадионе.

5. Открытая зона — зона принципиально возможного контакта. В современных условиях каналы коммуникации постоянно изменяются, поэтому можно сказать о существовании потенциальных партнеров, например с помощью компьютерных сетей или невидимых партнеров, например у диктора телевидения. И в этих случаях мы посылаем вербальные и невербальные сообщения с надеждой и страхом по поводу их интерпретации и дальнейшего использования.

В настоящее время все больше расширяются деловые отношения на международном уровне. Большое количество иностранного капитала инвестируется в Россию. Деловое общение на международном уровне требует знания национальной специфики страны проживания оппонента. Незнание особенностей страны, принятых в ней традиций и обычаев, может негативно сказаться на итоги делового общения. Таким образом при организации пространства общения необходимо учитывать национальные особенности оппонента.

На фоне продолжающих свое существование национальных традиций происходит дальнейшая демократизация и формирование единой системы норм и правил. Этому способствует как современная расстановка сил на международной арене, так и разного рода «обмены» в области культуры и области техники и науки.

Источник:
Зоны общения
Дистанции и зоны — это пространство общения, ярко выраженный знак отношения к партнеру, к ситуации, к своему месту и роли. Каждый человек неосознанно чувствует вокруг себя некоторую свободную зону.
http://studwood.ru/675133/psihologiya/zony_obscheniya

COMMENTS